МОСКВА, 6 авг — РАПСИ. Поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), касающиеся порядка заключения под стражу, усложнят недобросовестным следователям возможность помещать бизнесменов в СИЗО в корыстных интересах, считает Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.
«Новая редакция части 1.1 статьи 108 (заключение под стражу) УПК РФ звучит гораздо более конкретно, чем предыдущая. По сути, это то самое придание силы закона разъяснениям Пленумов Верховного суда, о необходимости которого мы давно говорили. Теперь в одной норме сосредоточено три параметра, наличие которых не позволяет заключать человека под стражу: определенный набор статей, статус ИП или члена органа управления коммерческой организации, плюс связь его спорных действий с экономической деятельностью организации. То есть теперь следователю будет сложнее рассуждать о том, что предприниматель якобы не является предпринимателем, потому что сам следователь считает его мошенником», — сказал Титов.
Ранее президент России подписал поправки в УПК, которые уточняют условия запрета на арест подозреваемых в преступлениях в сфере предпринимательской деятельности.
По мнению Титова, новая редакция статьи 108 УПК появилась на фоне продолжающегося обострения ситуации с уголовным преследованием предпринимателей. В частности, по статье 159 УК (мошенничество), на которую в 2018 году пришлось каждое второе обращение к бизнес-омбудсмену в уголовной сфере, количество возбуждаемых дел только растет. По данным МВД, в первом полугодии этого года в производстве находилось 157 297 уголовных дел (+5,3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года). В то время как в суд было передано 22 195 дел (на 5,8% меньше, чем за тот же период прошлого года).
«Сопоставление показателей демонстрирует нам, что дела о мошенничестве возбуждаются все более активно, чего нельзя сказать об их расследовании. Надеюсь, что новая редакция УПК усложнит недобросовестным правоохранителям возможность помещать предпринимателей в СИЗО в корыстных интересах. Соответственно, и само возбуждение «заказных» уголовных дел станет нецелесообразным, ведь именно заключение предпринимателя под стражу наиболее губительно для бизнеса, а значит, и используется как главная угроза», — заключил Титов.