МОСКВА, 27 авг — РАПСИ. Желание оппозиции провести массовые мероприятия в предпраздничный день и 1 сентября свидетельствует о ее особом цинизме, считает член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), сопредседатель Ассоциации «Гражданский контроль» Александр Брод и призывает граждан не вестись на провокации.
Эксперт напоминает, что вопрос, связанный с отказом в регистрации ряда кандидатов на выборы, уже исчерпан. «Центральной избирательной комиссией неоднократно озвучивалась позиция по этой теме, была пресс-конференция, где наглядно, с конкретными примерами было показано, что представленные ими (незарегистрированными кандидатами — прим. РАПСИ) документы далеки от закона, и решение в отношении них оправдано и мотивированно. Митрохин Сергей был уверен в своей правоте и через суд восстановил свои права, а другим нечего предъявить, кроме своих липовых бумаг, поэтому они цинично объединяют протестный электорат и идут на конфронтацию с органами власти и правоохранителями», — говорит Брод.
Собеседник агентства отмечает, что оппозиция не заинтересована в проведении своих мероприятий, когда городские власти их поддерживают. «Когда можно, они отказываются, а когда видят, что город занят, готовится к массовым мероприятиям, они лезут на рожон, чтобы добиться столкновений и создать майданную картинку, чтобы показать себя жертвами. Особенно печально, что от этого могут пострадать дети, — это особый цинизм. Ничего они не добьются этой акцией, а полиция будет вынуждена применять силу. Нам, правозащитникам, остается призвать граждан не вестись на провокации и не быть живым щитом. Подумайте о детях и их праздничном настроении. Если в городе будут пытаться устроить побоище и противостояние, начало учебного года будет для всех омрачено. Этого нельзя допустить», — сказал Брод.
Выборы как повод для скандалов
Протестные акции стали проходить с середины июля в Москве после отказа избиркомов зарегистрировать на выборы в Мосгордуму кандидатов от оппозиции. В избирательной комиссии свое решение мотивировали наличием многочисленных нарушений в представленных кандидатами документах (к примеру, в подписных листах Любови Соболь и Дмитрия Гудкова были обнаружены данные умерших москвичей), сами же оппозиционеры стали утверждать, что их права притесняют.
Первая несанкционированная акция была проведена 14 июля у здания Мосгоризбиркома. По мнению экспертов, по сути своей она стала абсолютной провокацией. Юристы единогласно утверждают, что свои якобы нарушенные права потенциальным кандидатам необходимо было защищать в правовом поле, а не нарушать законодательство. Например, кандидату Сергею Митрохину удалось добиться регистрации кандидатом в судебном порядке: 13 августа Мосгорсуд обязал окружную избирательную комиссию принять его документы и внести в лист для голосования.
Члены Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека также настаивают на том, что кандидатам в депутаты Мосгордумы были созданы все условия для сбора подписей, а потому, если они уверены в своей правоте, им следует обращаться в суды и ЦИК.
Тем не менее, 20 июля состоялся согласованный митинг на проспекте Сахарова, который, по данным МВД, посетили около 12 тысяч человек. Уже 27 июля в центре столицы состоялась несогласованная акция, на ней были задержаны более тысячи человек, а по итогам произошедшего возбуждено уголовное дело о массовых беспорядках.
Согласованный властями митинг в поддержку незарегистрированных кандидатов, прошедший в Москве 10 августа, собрал не более 25 тысяч человек: об этом свидетельствуют официальные данные МВД и эксперты, которые наблюдали за происходящим. Эту же цифру выдает подсчет участников акции по принятому в США «методу Джейкобса», основанному на вычислении количества человек на квадратный метр. В свою очередь эксперты и вовсе считают, что пришли люди на мероприятие оппозиции не по политическим мотивам, а из желания послушать известных рэп-исполнителей.