МОСКВА, 6 сен — РАПСИ. Случай с жительницей Омска, которую за сообщение о соцсетях о конфликте администрации школы с её сыном обвинили в возбуждении ненависти к группе «педагоги», снова поднимает вопрос о необходимости отказа от анонимных жалоб в полицию, считает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.
Так, в декабре прошлого года жительница Омска рассказала в соцсетях о постоянном давлении со стороны педагогов и директора школы на её сына, из-за чего он оказался в неврологическом отделении больницы, а после перешел в другое учебное заведение. Женщина попыталась в судебном порядке взыскать с администрации учебного заведения средства, потраченные на восстановление здоровья, но в конце августа получила вызов в Центр по борьбе с экстремизмом — в прокуратуру поступила жалоба, что она возбуждает ненависть к социальной группе «педагоги».
«То, что произошло в Омске, является лишь подтверждением того, о чем мы так активно говорим и в прямом смысле бьем в набат на площадке Общественной палаты последние несколько месяцев: у нас очень широко трактуется законодательство. Во все стороны и во всех смыслах. Сегодня любой сумасшедший, в том числе и аноним, может подавать жалобы в Следственный комитет, а также в другие профильные силовые органы, и они обязаны на это реагировать», — считает Малькевич.
По его словам, усугубил ситуацию жительницы Омска «псевдородительский комитет» (несуществующая организация), указавший в жалобе сразу и экстремизм, и детей, и оружие в одном контексте. Как убеждён Малькевич, «такая триада действует магически, гипнотизирует».
«И если я завтра напишу пост о том, что был в музее и видел оружие, посыплется критика и в мою сторону, будут говорить, что я пропагандирую оружие. А формулировка «возбуждение ненависти к социальной группе «педагоги» вызывает крайнее негодование. Следующий шаг — написать, что плохо работают чиновники, и можно утверждать о разжигании ненависти к чиновникам», — говорит член ОП.
По мнению Малькевича, необходимо внести изменения в законодательство, «персонифицировав» заявителей и предусмотрев ответственность для них за подачу ложного сообщения.
Как напомнил спикер, только за последний месяц Комиссия ОП РФ по СМИ провела ряд мероприятий, на которых обсуждались конкретные факты того, как чиновники на местах крайне широко трактуют любые законодательные нормы относительно собственных обид. Общественник отмечает, что в данном случае даже не чиновники Омска, а муниципальная школа «пошла еще дальше», увидев экстремизм в словах родителя.
«Не могу не отметить абсолютно правильную позицию министра образования Омской области Татьяны Дерновой, которая выступила в защиту женщины. Но при этом она вынуждена была признать, что нет возможности повлиять на ситуацию, потому что школа подчиняется департаменту образования города. Такие все более удручающие случаи в регионах требуют скорейшего принятия адекватных мер. Нужно четко определить критерии допустимого во всех профильных законодательных актах и свести их в некие кодексы, где будет четко прописано, у кого какие права, что можно делать, а что нет. Повторюсь, главное, что мы должны сделать, — отказаться от анонимных заявлений и ввести все-таки ответственность, приравняв подобные жалобы к клевете», — резюмировал Малькевич.