МОСКВА, 19 сен — РАПСИ. Ужесточение налогового контроля приведет к давлению на предпринимателей в связи с неопределенностью правовых норм и сложностью их практического применения, считает общественный уполномоченный в уголовном процессе при бизнес-омбудсмене Москвы Екатерина Авдеева.
«Наша рабочая группа, которая была создана с экспертами pro bono, и всеми, кто пожелал влиться в формирование законодательных инициатив, делает все для того, чтобы предприниматели были более защищенными. Это очень важно, об этом указывает президент РФ, об этом говорят министерства, и уже все поняли, что развитие экономики невозможно без защищенности предпринимателей в уголовном процессе», — сказала Авдеева на расширенном заседании рабочей группы по налогам при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяне Минеевой.
Как возбуждаются дела по налогам?
До 2014 года поводом для возбуждения уголовного дела было заявление от налогового органа, а с октября того же года поводом для возбуждения может быть также сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. «На практике очень часто поводом для возбуждения являются рапорты оперативного работника. Согласно статье 144 УПК РФ (порядок рассмотрения сообщения о преступлении), он может возбудить дело без получения сведений от налоговой, если имеет достаточно оснований полагать, что налоговое преступление имело место», — поясняет Авдеева.
Основанием для уголовного дела становится сумма недоимки, которая составляет более пяти миллионов рублей (часть 1 статьи 199 УК РФ). При этом дело может быть прекращено в связи с возмещением ущерба (статья 28.1 УПК РФ). «На практике возможность прекращения уголовного преследования вызывает большие сложности, которые связаны с тем, что лица, как правило, не соглашаются с суммой недоимки. Часто это связано с тем, что предприниматель спасал бизнес, и у него просто этой суммы нет, поэтому эта возможность, которая несколько успокаивает, на самом деле на практике не всегда может действительно освободить от уголовной ответственности. Поэтому стоит учитывать, что финансовое положение может быть сложным или сумма будет очень велика», — подчеркивает Авдеева.
Если налоговое преступление станет "длящимся"?
Летом был опубликован проект постановления пленума, согласно которому предлагается признать налоговые преступления «длящимися». Данная инициатива приведет к тому, что срок привлечения к уголовной ответственности начнет идти с момента, когда недоимка принудительно или добровольно будет погашена. «Это может быть через пять, десять или пятнадцать лет. Если пленум зафиксирует данное положение, то это создаст дополнительные проблемы и возможность большего давления. Вы сами понимаете, что вряд ли у вас сохранились документы десятилетней давности, соответственно, доказать, что вы добросовестны, будет практически невозможно», — говорит общественный омбудсмен.
По ее словам, деловое сообщество активно предлагает внести положение о том, что срок привлечения к уловной ответственности начинается с наступления даты оплаты соответствующего налогового периода.
Разграничение ответственности: УК или КоАП?
Как отмечает Авдеева, не каждая неуплата налогов в размере более пяти миллионов рублей может считаться преступлением, так как самым главным фактором привлечения к уголовной ответственности является субъективная сторона, а именно наличие умысла, то есть обман. «Очень часто обвинение в недоимке происходит в случаях, когда бухгалтер перепутал что-то или забыл предоставить документы. И в последующем это крайне тяжело доказать. Поэтому крайне важно, чтобы это тоже было внесено, сейчас мы ведем активную работу», — говорит представитель бизнес-омбудсмена.
Как происходит расчет размеров ущерба?
У делового сообщества также вызывают вопросы расчет размера ущерба при налоговых преступлениях, потому что экспертиза назначается в учреждении, которое указывается следователем. Соответственно, предприниматель с ней не соглашается и лишается возможности на прекращение уголовного преследования.
«Мы хотим внести дополнительные пункты, которые в случае доказанности необоснованно высокого ущерба, вмененного следователем, имеет механизмы возвращения дела на доследование. Кроме того, сегодня УПК предполагает возбуждение дела, даже если вы оплатили недоимку после даты наступления налогового платежа. Да, потом оно будет прекращено, если опять-таки не вменят дополнительно сумму. Сейчас мы над этим тоже ведем работу на законодательном уровне», — заключила Авдеева.