МОСКВА, 3 июн — РАПСИ, Алена Савельева. В сфере госзакупок предусмотрено недостаточно мер, направленных на пресечение недобросовестного поведения заказчиков, считает уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов.
Данная тема была обозначена в ежегодном докладе омбудсмена президенту РФ Владимиру Путину о проблемах российского бизнеса.
«Действующие процедуры госзакупок не предусматривают обязательных авансовых платежей. В результате госзаказчики нередко стремятся затягивать приемку выполненных работ и их оплату, добиваясь так называемых «откатов». Или же не платить вовсе, инициируя против исполнителей заказные уголовные дела. При этом товары, как правило, поставщику не возвращаются, а результаты работ и услуг используются», — сказала общественный омбудсмен в сфере противодействия коррупции Дина Крылова.
Кроме того, распространена практика оспаривания выполненных работ, несмотря на наличие акта госкомиссии и подтверждающих документов, а также фото- и видеоматериалов. «Для обоснования используются недостоверные результаты судебных экспертиз, проводимых аффилированными организациями. Так, заказчик может под надуманным предлогом отстранить исполнителя (чаще всего в строительной сфере) от работ без оплаты того, что уже выполнено. Затем приглашается «свой» подрядчик, который, выполнив лишь завершающую часть, получает от заказчика полную оплату всего заказа», — пояснили в пресс-службе Титова.
В ряде случаев необоснованные претензии появляются уже после получения исполнителем оплаты с целью «заставить таким образом предпринимателя откупаться от угрозы уголовного преследования».
«Перечисленные коррупционные практики широко распространены, поскольку привлечь заказчика к ответственности очень сложно. Каждый такой случай рассматривается как уникальный, «с нуля». Между тем коррупционные проявления в госзакупках можно типизировать, а затем и ослабить принятием нескольких общих мер», — отмечает Крылова.
Так, у 11 крупнейших контрольно-надзорных органов есть так называемые карты коррупционных рисков, в которых перечислены типичные коррупционные проявления. «Карты публичны, они вывешиваются на сайте ведомства. Их наличие облегчает обжалование незаконных действий должностных лиц ввиду предусмотренных самим ведомством мер реагирования, а также снимает необходимость доказывания коррупционности действий, так как соответствующий перечень определен самим ведомством», — говорит общественный омбудсмен.
По ее словам, еще в 2017 году карта коррупционных рисков должна была появиться у МВД, однако ведомство уклоняется от ее имплементации. Между тем, если в ней в качестве коррупционных действий будет указано возбуждение уголовных дел против исполнителя госзаказа при наличии актов приемки результатов, это значительно облегчит их обжалование.
Кроме того, по ее мнению, должны быть введены карты коррупционных рисков заказчиков госзакупок. Курирующими их ведомствами могут стать ФАС (на этапе торгов) и органы прокуратуры (на этапе приемки и оплаты исполненного госзаказа).
Что касается проблемы судебных экспертиз, Крылова полагает, что она должна быть урегулирована принятием нового закона о судебно-экспертной деятельности. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму и принят в первом чтении еще в 2013 году. Однако его принятие откладывается, по мнению эксперта, это связано с тем, что он может нанести серьезный удар по рынку коррупционных услуг в уголовно-правовой сфере и рейдерству.