МОСКВА, 10 фев - РАПСИ. Российский регулятор ищет подходы к регулированию метавселенных и крипторынка, однако хотелось бы, чтобы были найдены именно стимулирующие, а не запретительные подходы. Такое мнение высказал РАПСИ член Общественной палаты РФ, заместитель директора РАЭК Сергей Гребенников.
Сейчас интернет-пространство стало таким же реальным, как и офлайн. Цифровые платформы позволяют совершать многие действия: делать покупки, учиться, заключать сделки, размещать контент, общаться с другими пользователями и т.д. «И некоторые из действий являются вредными, опасными, наносят моральный и/или материальный ущерб, поэтому уже признаются или должны быть признаны противоправными. Поэтому не только Россия, но и другие государства разрабатывают актуальное регулирование, учитывающее технологические реалии», - считает эксперт.
Россия, по мнению эксперта, нацелена на развитие цифровой экономики и цифрового общества, поэтому регулирование в целом должно иметь стимулирующий характер. Но есть множество явлений, с которыми нужно бороться: киберпреступления, кибербуллинг, фишинг, размещение противоправного контента и т.д.
Гребенников напомнил, что аналитики РАЭК в конце 2021 года среди трендов регулирования назвали следующие направления: меры, способствующие импортозамещению, борьба с противоправным контентом и продвижение позитивного контента, регулирование рекомендательных систем, упрощение порядка доступа к данным в рамках экспериментально-правовых режимов, национальные цифровые валюты. По его мнению, недавние события свидетельствуют о том, что российский регулятор ищет подходы к регулированию метавселенных и крипторынка.
Эксперт уверен, что отрасль готова стать проактивным создателем/модификатором нормативной базы и сильным партнером государства в этом направлении.
Например, на борьбу с деструктивным контентом направлены усилия многих онлайн-платформ, которые внедряют различные инструменты, позволяющие такой контент выявлять и блокировать. Так, VK в целях поиска и удаления противоправного контента использует гибридный метод модерации, который сочетает в себе проверку контента сотрудниками на основании обращений пользователей и общественных организаций, а также официальных запросов государственных регуляторов, и механизмы автоматического обнаружения противоправного контента, отметил эксперт.
Другой пример — Национальный кодекс этики в сфере ИИ, к которому присоединились ведущие российские компании — лидеры в разработке технологий. Часто агрегатором позиций бизнеса выступают профильные ассоциации, в том числе РАЭК, и такие институты, как Общественная палата РФ. Так, недавно на её площадке состоялось обсуждение законопроектов о внесудебной блокировке сайтов, реализующих товары и услуги, не отвечающие требованиям российского законодательства. И онлайн-ритейлеры высказали свои опасения, так как принятие законопроектов в текущей версии может привести к массовым блокировкам представителей интернет-торговли.
По словам Гребенникова, важно помнить о трансграничном характере цифровой экономики, о международных соглашениях и конвенциях и о соответствии им отечественного законодательства. На днях Россия и КНР заявили, что страны поддерживают курс на интернационализацию управления интернетом и выступают за равные права на управление им.
Он также рассказал о необходимости гармонизации национального законодательства с общемировыми трендами регулирования. «В случае существенных расхождений отечественным технологическим компаниям будет намного сложнее выйти на зарубежные рынки, поскольку им придется затратить немало усилий и средств, чтобы адаптировать свой продукт к новым требованиям. С другой стороны, зарубежным игрокам будет сложнее разобраться в тонкостях российского законодательства и обеспечить его соблюдение. Вместе с тем простое копирование зарубежных подходов является в корне неверным, так как при разработке регулирования должна учитываться существующая правовая среда, национальные особенности и т.д.», - считает эксперт.