МОСКВА, 20 дек — РАПСИ. Оперативное разоблачение фейков, создание собственного контента и развитие критического мышления являются основанными инструментами противодействия объявленной России информационной войне, считает директор по интегрированным коммуникациям АНО «Институт развития интернета» Александр Ляпин.

Во вторник, 20 декабря, в рамках Форума по защите прав детей и молодежи в цифровой среде «Интернет для молодежи: пространство доверия» на базе МГИМО состоялась панельная дискуссия «Безопасный интернет для молодежи: мечта или реальность?».

В ходе дискуссии директор по исследованиям и разработке «Лаборатории Касперского» Антон Иванов напомнил о еще одной опасности – «сливе» персональных данных. Эксперт отметил, что если раньше информация добывалась в основном с целью продажи, то сейчас она часто выкладывается в открытый доступ. 

«Публикуются они с разными целями. Первое – это создать социальную напряженность. А второе – это то, что мы увидели всплеск в середине этого года: телефонное мошенничество. Эти злоумышленники работают вместе, иногда сами того не подозревая, потому что те же данные используют телефонные мошенники, которые потом звонят гражданам и, соответственно, имея доступ к персональным данным, могут проводить социальную инженерию более эффективно», — сказал Иванов.

Представитель «Лаборатории Касперского» добавил, что среди регуляторов и отрасли «произошла консолидация».

«Все поняли, что информационная безопасность – это не бумажная вещь, которой можно отгородиться, подготовить какие-то бумажки, сказать, что у меня все защищено. И сейчас со стороны регуляторных органов происходит правильное движение, и со стороны отрасли, и поэтому я уверен, если мы эту работу будем вместе продолжать, то мы будем на шаг впереди», — отметил Иванов.

Говоря о возрастных цензах, генеральный директор видеохостинга Rutube Александр Моисеев подчеркнул, что политика возрастных ограничений не работает из-за технической «подкованности» современных детей и подростков.

«Сегодня дети, которые растут, молодые ребята уже, они все в этих технологиях. Они, конечно же, придумываются для облегчения пользования и как удобная механика взаимодействия с интернетом, с технологиями. Но в целом многие в них native, поэтому ограничения не исправят ситуацию. Скорее речь идет о том, что есть разные виды контента, его можно по-разному маркировать, подсвечивать, какой контент, куда, на какие аудитории ориентирован»,- отметил Моисеев.

В свою очередь, Ляпин рассказал о государственной поддержке контент-мейкеров от ИРИ.

«Более 1300 проектов за 3 года мы поддержали, рассмотрели более 8 тысяч заявок, и эти проекты вы можете видеть в интернете, они выкладываются в онлайн-кинотеатрах, на площадках, в том числе мы активно сотрудничаем с RuTube, у нас есть свой канал»,-сказал Ляпин.

В ответ на вопрос из аудитории об изоляции российского сегмента интернета по примеру Китая эксперт отметил, что при разговоре о действующем в стране фаерволе зачастую упускается много вещей, в том числе и отсутствие необходимости обходить его. 

«Китайские власти создавали очень хорошие условия для технологических китайских компаний, чтобы те создавали аналоги платформ и ресурсов, от которых КНР отгораживается. Потому что просто отгородиться и не дать альтернативу – это плохой вариант. А зачем тогда интернет? И успех именно в этом. По статистике лишь 1,5% китайских пользователей пытаются преодолеть фаервол. Это немного. Казалось бы, почему? А просто не надо. Потому что у них есть полный аналог YouTube, у них есть аналог Instagram, Facebook (компания-владелец Meta признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ — прим.ред). У них есть свои продукты. И именно этим обусловлен успех», — заключил Ляпин.