МОСКВА, 30 окт - РАПСИ. Прием в школы детей мигрантов, слабо владеющих русским языком, должен проходить после обязательного тестирования, говорится в докладе Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).
«Комплексной проблемой для системы школьного образования стал приток детей-инофонов, слабо владеющих либо вообще не владеющих русским языком. Речь идет как о детях иностранных граждан, так и детях, недавно получивших российское гражданство. Их зачисление в общие классы создает трудности для учителей и других учеников, которые вынуждены отставать от программы, что напрямую нарушает их конституционное право на получение образования. Для решения данной проблемы необходимо установить требование об обязательном прохождении тестирования на знание русского языка до зачисления таких детей в школы», − следует из документа.
Как считают авторы доклада, особый порядок приема и организации обучения детей с низким уровнем владения русским языком, не позволяющим в полной мере осваивать российские общеобразовательные программы, требует дополнительного законодательного и нормативного урегулирования. «Необходимо создать на уровне субъектов Российской Федерации условия для прохождения курсов по изучению русского языка для детей граждан, недавно получивших российское гражданство. Для детей иностранных граждан подобные курсы возможны на коммерческой основе (за счет самих иностранцев либо их работодателей)», − говорится в документе.
В СПЧ полагают, что решение о приеме ребенка или об отказе в приеме должна принимать сама школа по итогам тестирования. «Дети, не выдержавшие тестирование, должны зачисляться на краткосрочные курсы по изучению русского языка как иностранного. По окончанию таких курсов они должны иметь право повторно пройти тестирование и быть зачисленными в школу», − поясняют члены совета.
Кроме того, авторы доклада уверены, что места в образовательных учреждениях должны в приоритетном порядке предоставляться гражданам Российской Федерации, для детей иностранцев необходимо рассмотреть вопрос о введении обучения на коммерческой основе.
Более того, в СПЧ считают, что в случае, когда родители детей с миграционной историей, систематически препятствуют их посещению школы, предлагается ввести механизм пересмотра решений о предоставлении им российского гражданства либо вида на жительство, либо разрешения на временное пребывание, включающий в себя процедуру выдворения такой семьи в страну исхода. «Сегодня на общеобразовательные организации возложены несвойственные им функции по выявлению несовершеннолетних, не приступивших к занятиям, проживающим на территории. Данная функция должна быть возложена на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующие в органах местного самоуправления», − полагают в совете.
Отдельной проблемой, поднятой в докладе, является отсутствие обмена информацией об иностранных гражданах, прибывших в Россию, между правоохранительными органами и органами местного самоуправления