Первоочередная задача западных санкций, наложенных на Россию в этом году, - нанести вред экономике, парализовать промышленность, подорвать эффективность, прежде всего, стратегических отраслей. 

РАПСИ попросило экспертов оценить риски технологической и промышленной безопасности в связи с недружественными действиями зарубежных государств и необходимость своевременных мер по их предотвращению. 


Важнейшим вопросом на сегодняшний день является эффективность текущих мер, введенных властями РФ, по противодействию санкциям. На этот вопрос, а также о том, насколько они заточены на противодействие именно промышленным рискам РАПСИ рассказала советник юридической фирмы LEVEL Legal Services Анна Белова:

«В настоящее время практически все отрасли российской экономики подвергаются беспрецедентному давлению со стороны зарубежных государств в связи с санкционными ограничениями, уже введёнными ими в отношении России, а также ограничениями, введение которых планируется ими в будущем. Множество иностранных партнёров покидают российский рынок, сокращают объёмы производства предназначенных для него товаров. Указанные санкционные ограничения существенным образом осложняют, а зачастую – попросту делают невозможным для таких партнеров сотрудничество с российскими промышленными предприятиями, что, естественно, не может не сказаться на состоянии их технологической и промышленной безопасности. 

В первую очередь, речь идет о том, что в связи с санкциями у российских промышленных предприятий возникли проблемы с поставками импортного оборудования, которые они ранее широко использовали в своей производственной и операционной деятельности (судовые дизельные двигатели, вертолетные и самолетные двигатели, силовые установки, бортовые системы, электроника, комплектующие, запчасти для ремонта самолетов и так далее), а также специализированное ПО, используемое для управления заводами, сельскохозяйственными предприятиями и нефтяными месторождениями. 

В таких условиях для поддержания бесперебойного промышленного производства российские производители вынуждены искать эффективные пути выхода из сложившейся ситуации. В частности, этот поиск в настоящий момент осуществляется в следующих направлениях: (1) альтернативные пути поставки используемых иностранных комплектующих и ПО; (2) замещение используемых иностранных поставщиков другими поставщиками в дружественных юрисдикциях; (3) обеспечение производства необходимых комплектующих и ПО в России.

Замена комплектующих, технологий и поставщиков в рамках крупных предприятий (обрабатывающих, добывающих, производственных) требует длительной и кропотливой работы по корректировке и изменению производственных процессов, процессов обеспечения экологической и технологической безопасности.

По нашему мнению, от российских законодательных органов требуется значительная поддержка следующих ключевых направлений:

(1) привлечение на российский рынок иностранных партнёров из дружественных юрисдикций для поставок необходимых комплектующих и софтверных решений, обмена опытом; 

(2) подготовка и обучение в России и за рубежом высококвалифицированных специалистов, которые смогут заменить иностранных специалистов;

(3) разработка и внедрение положений законодательства, которые бы способствовали крупным предприятиям без излишнего административного давления корректировать производственные процессы в связи с внедрением новых товаров, поставщиков, технологий;

(4) ввоз качественных товаров посредством легализованного параллельного импорта;

(5) запрет на вывоз из РФ определенных товаров, важных для промышленной безопасности опасных производственных объектов;

(6) специализированные меры по поддержке IT-сектора.

Ряд вышеуказанных мер уже принят и в настоящее время действует в России. 

Оценивать эффективность уже принятых мер в текущем моменте достаточно сложно, так как значительная часть оборудования иностранных поставщиков из недружественных юрисдикций все ещё продолжает работать на имеющемся ресурсе с минимальным техническим обслуживанием. Однако уже сейчас необходимо понимать, что со временем санкционные ограничения дадут свой эффект, и в этой связи следует продолжить доработку принятых мер и принимать новые, чтобы одновременно не допустить и остановку производств, и перегибов с использованием старого оборудования, несущего существенные риски для технологической и экологической безопасности российских промышленных предприятий».

Не менее важным вопросом является наличие потребности в изменениях в законодательной базе для защиты технологической безопасности российских промышленных компаний. Своим видением дальнейших шагов в этом направлении с РАПСИ поделился старший юрист LEVEL Legal Services Глеб Ковригин:

«Технологическая безопасность российских промышленных предприятий в настоящее время достаточно детально регламентирована в российском законодательстве. 

Однако представляется целесообразным внести изменения в соответствующие нормы, регламентирующие технологическую безопасность, которые будут учитывать изменения рынка, поставщиков, товаров и требования бизнеса. При этом должны приниматься во внимание и предложения самих российских промышленных предприятий. Все это должно делаться без ущерба для гарантий обеспечения безопасности таких предприятий. 

С учетом этого, важной задачей законодателя представляется найти баланс между, с одной стороны, недопущением работы предприятий с использованием устаревших технологий и оборудования опасного как для работников, так и для окружающей среды, а с другой стороны, минимизацией административного давления в ходе изменения технологических процессов, связанных с использованием замещающих товаров и/или поставщиков».

Также Ковригин оценил, насколько в крупных промышленных компаниях России развита культура технологической безопасности, и могут ли нынешние условия стимулировать ее развитие:

«На наш взгляд, технологическая безопасность во многих промышленных компаниях России находится на приемлемом уровне. Однако даже до введения иностранных санкционных ограничений в России встречались и встречаются предприятия, работающие на старом оборудовании и/или недостаточным уровнем технического комплайенса, которое несёт риски для технологической и экологической безопасности.

Сложившиеся условия могут как стимулировать развитие промышленной безопасности, так и повлечь её ухудшение. В этом вопросе важно законодательно предусмотреть механизм как санкций, так и поощрений, включая прямые экономические стимулы, который будет обязывать предприятия поддерживать уровень технологической безопасности и не использовать старое не обслуживаемое оборудование, но в то же время будет достаточно гибким для предоставления предприятию возможности без излишнего административного давления корректировать технологические процессы (без ущерба для качества товаров) с учётом необходимости смены поставщиков, комплектующих, технологий».