Попытки Госнаркоконтроля запретить аптекам продавать кодеиносодержащие препараты вызвали у многих обывателей вполне однозначную отрицательную реакцию. Но далеко не все знают, что биохимическая реакция человеческого организма на данный тип лекарств и на некоторые сильнодействующие наркотики схожа. Другое дело, что наркоман, "сидящий" на героине, проживает гораздо больше времени, чем тот, кто употребляет дезоморфин. А именно его в кустарных условиях готовят из лекарств, продающихся вполне легально.
Директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) РФ Виктор Иванов, гость авторской программы Виталия Ушканова "Право знать", констатирует, что его служба не борется с безрецептурным отпуском подобных препаратов, а ищет пути постановки заслонов дезоморфиновой наркомании как явлению. "Уже 11 российских регионов, не дожидаясь, пока будет спущено централизованное решение, ввели новый порядок отпуска подобных лекарств. И обстановка там резко улучшилась", - говорит Иванов.
"Кодеин – синтетический аналог героина. В этом году выпущено 110 млн. упаковок. Это свыше 1 млрд. таблеток, содержащих наркотик. Образно говоря, через аптечную сеть таким образом реализуется 10 тонн героина", - констатирует глава Госнаркоконтроля.
Комментируя предложение существенно повысить акцизы на подобные препараты, Иванов подчеркнул, что это, во-первых, будет противоречить целому ряду международных конвенций, а, во-вторых, поспособствует появлению посредников, которые станут скупать такие лекарства, выплачивать акциз, и продавать препараты наркоманам по совершенно другим ценам.
"Следует также помнить, что дезоморфин в 10 раз вреднее героина. Срок жизни дезоморфинового наркомана – примерно один год. К концу этого года у такого человека наступают многочисленные тромбофлебиты, поражается центральная нервная система, тело начинает разлагаться, и человек умирает или от потери крови, либо от гангренозных явлений", - констатирует Иванов.
Помимо дезоморфина наибольшую опасность, на взгляд главы Госнаркоконтроля, для России сегодня представляет тот же героин. "Афганистан с его массовым производством, незащищенностью наших границ, создает буквально "шелковый путь" для заброски наркотиков. Но при этом активизация наших действий по перехвату партий наркотиков, ликвидации инфраструктуры привели к тому, что оборот героина в ряде российских регионов стал значительно меньше", - уточнил гость программы.
При этом, продолжает Иванов, активность борцов с традиционными наркотиками привела еще и к тому, что розничные цены на героин выросли, а многие наркоманы начали "мигрировать" в сторону более доступного дезоморфина.
"Кроме того, мы все больше и больше изымаем маковую соломку. Только в этом году объем изъятий достиг четырех тонн, тогда как три года назад было в два раза меньше", - сказал глава ФСКН. По его мнению, это также означает, что героиновые наркоманы замещают привычный наркотик более дешевыми и доступными препаратами.
Виктор Иванов считает, что воздействовать на российских потребителей наркотиков следует поэтапно. Во-первых, надо отладить систему раннего выявления наркопотребителей. Во-вторых, обеспечить взаимосвязь между выявлением таких лиц и побуждением их проходить специальные курсы по освобождению от наркотической зависимости. Наконец, в-третьих, курсы освобождения от наркозависимости должны включать в себя не только те услуги, которые и сегодня оказывают наркологические диспансеры, но и длительный реабилитационный процесс.