МОСКВА, 17 дек - РАПСИ, Диана Гуцул. Более сорока адвокатов обратились в Совет Федеральной палаты адвокатов РФ с предложением принять меры для реализации права подозреваемых на защиту, по их мнению, сложившая ситуация грозит осложнением отношений между адвокатами по соглашению и назначенными.
Из обращения, копия которого имеется у РАПСИ, следует, что в последнее время следственные органы все чаще стали нарушать право на защиту подозреваемых и обвиняемых, используя при этом защитников по назначению. "Федеральная палата, а также адвокатские палаты субъектов федерации не раз обращали внимание и принимали меры по искоренению незаконных практик, приводящих к нарушению права на защиту. Тем не менее, принимаемых мер явно недостаточно, порочная практика активно распространяется", - указывают адвокаты.
Из документа следует, что основанием для обращения явился факт воспрепятствования деятельности адвоката Светланы Сидоркиной, осуществляющей защиту обвиняемого Дмитрия Бученкова. Так, второго декабря по месту жительства Бученкова следователями СК России был проведен обыск по так называемому «болотному делу». После проведения обыска Бученков был задержан в качестве подозреваемого, а уже на следующий день после задержания родственники заключили соглашение с адвокатом Сидоркиной.
"Близким задержанного не были известны данные и контакты следователя, Бученкову было отказано в праве на звонок, и он не смог сообщить свое местонахождение. В СК России отсутствует полная информация о следователях, адвокаты не имеют возможности оперативно передать следователю ордер на выполнение поручения. По этой причине адвокат Сидоркина получить доступ к своему подзащитному не смогла. Все эти дни защиту Бученкова осуществлял защитник по назначению. Он лишь после избрания судом меры пресечения в виде заключения под стражу сообщил родственникам, что апелляционную жалобу на постановление суда необходимо подать приглашенному ими защитнику, а он сам этого делать не будет", - указано в обращении.
В качестве примера защитники приводят ещё ряд аналогичных случаев.
"Суть возникшей проблемы заключается в том, что с одной стороны следователь искусственно и сознательно создает препятствия для участия в деле приглашенного защитника, а с другой стороны защитник по приглашению (сознательно или не ведая того, что в принципе значения не имеет), действуя формально, легитимирует незаконные действия следователя по нарушению права на защиту", - настаивают адвокаты.
Они напоминают, что из требований уголовно-процессуального законодательства, а также из позиции Конституционного Суда РФ следует, что в таких случаях защитник по назначению должен действовать более активно и предпринять меры к извещению близких задержанного и выяснению вопроса о приглашении ими другого защитника. После совершения этих необходимых и обязательных требований, он должен принять решение о своем участии в деле в качестве защитника по назначению.
"Закон предоставляет задержанному (самому или через своих близких) реализовать свое право путем приглашения защитника и лишь в случаях, если он (его близкие) отказался от реализации этого права по тем или иным причинам, следователь вправе назначить защитника. Следовательно, участие в деле защитника по назначению будет легитимным только в случае соблюдения указанных требований процессуального законодательства", - приходят к выводу адвокаты.
На практике же, как указано в обращении, следователь изначально, не дожидаясь волеизъявления задержанного, назначает защитника.
Адвокаты настаивают на том, что адвокатское сообщество "не должно идти на поводу у следствия и потакать незаконным решениям и действиям его представителей", препятствующим задержанным пригласить защитника либо самостоятельно либо через своих близких.
В связи с изложенным адвокаты предлагают Палате свое видение регламентации участия защитников по назначению. Так, по их мнению, особенно внимательно относиться защитникам по назначению необходимо к случаям, когда время их назначения и время фактического задержания подозреваемого совпадает. В случае приглашения следователем (дознавателем) адвоката по назначению в обязательном порядке потребовать у следователя (дознавателя) предоставить возможность конфиденциальной беседы с подзащитным, а в ходе беседы доступно разъяснить доверителю его право на приглашение защитника по соглашению, выяснить его желание относительно реализации этого права. Также у задержанного следует выяснить фактическое место и время задержания, предоставил ли ему следователь реальную возможность реализовать право на телефонный звонок. "Получив у задержанного контакты его близких, связаться с ними и выяснить, собираются ли они приглашать защитника. Лишь после соблюдения всех вышеуказанных условий, четко понимая, что ни задержанный, ни его близкие не пригласили и не собираются приглашать защитника либо в случае истечения срока, предусмотренного ч. 4 ст. 50 УПК РФ, защитник по назначению может приступить к участию в следственных действиях (при отсутствии иных оснований для отказа от участия", - предлагают адвокаты.
Обращение подписали 44 адвоката, в том числе Светлана Сидоркина, Дмитрий Аграновский, Рамиль Ахметгалиев, Ирина Хрунова и другие. Ответ на обращение защитники просят разместить на сайте Федеральной адвокатской палаты.