МОСКВА, 25 мар - РАПСИ. Федеральная палата адвокатов (ФПА) РФ представила предложения о дополнительных гарантиях независимости адвокатов при исполнении ими профессиональных обязанностей, направленные в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
ФПА считает необходимым обеспечить исполнение положений ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и вернуться к практике защищенных (целевых) статей расходов в федеральном законе о федеральном бюджете, предназначенных для финансирования бесплатной юридической помощи, оказываемой гражданам адвокатами по назначению.
Также палата предлагает обеспечить достойное вознаграждение адвоката за участие в делах по назначению, ежегодную индексацию размера вознаграждения, повышенную оплату труда адвоката за пределами рабочего времени, а также вознаграждение адвоката за участие по назначению в процессуальных действиях при проверке сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном статье 144 УПК РФ.
Адвокатская палата считает, что необходимо предусмотреть ответственность за противоправное вмешательство в процессуальную деятельность адвоката. С этой целью предлагается внести в статью 294 УК РФ дополнение, устанавливающее уголовную ответственность за воспрепятствование адвокатской деятельности. С целью установления дополнительных гарантий и свобод граждан предлагается внести в часть 2 статьи 75 УПК РФ положение, аналогичное указанию на недопустимость использования стороной обвинения доказательств, которые получены в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий и входят при этом в производство адвоката по делам его доверителей, содержащееся в пункте 3 статьи 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Кроме того, ФПА считает важным закрепление в УПК РФ позиции Конституционного суда (КС) РФ (постановление от 17 декабря 2015 года). Там, в частности, говорится, что обыск у адвоката может быть произведен только на основании судебного решения. Также в том постановлении отмечается, что в судебном решении должны быть указаны конкретные отыскиваемые объекты и данные, служащие основанием для проведения обыска. КС РФ указал, что изъятие адвокатского досье целиком при обыске недопустимо.
Федеральная адвокатская палата предлагает сократить сроки, устанавливаемые для ответа на запрос адвоката, до 10 дней, а также предоставить ему возможность сбора сведений, оставляющих охраняемую законом тайну. Необходимо конкретизировать положения статьи 159 УПК РФ двумя дополнительными запретами. В первом говорится о запрете отказа защитнику в праве на участие в следственных действиях, производимых по его или ходатайству подозреваемого, во втором – о запрете любому из участников процесса в приобщении к материалам дела заключения специалиста или иных документов.
Предлагается исключить из положений части 4 статьи 49 и первого абзаца части 1 статьи 53 УПК РФ, которые определяют момент вступления адвоката-защитника в дело, понятие «допуск», противоречащее принципу состязательности и равноправия сторон обвинения и защиты. Палата считает необходимым «вернуться к механизму возбуждения уголовного преследования в отношении адвоката, который был закреплен в первоначальной редакции УПК РФ и предусматривал действенную гарантию от произвола следователей – предварительное получение заключения у районного судьи о наличии в действиях адвоката признаков преступления».
С целью устранения дискриминации в порядке предоставления социальных гарантий, которыми пользуются адвокаты в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности, ФПА предлагает предусмотреть правила исчисления размеров их пособий по социальному страхованию, обеспечивающие адекватные равные подходы к определению этих размеров в сравнении с правами работников наемного труда.
Адвокатская палата считает необходимым законодательно возложить на органы дознания, органы предварительного следствия и суды обязанности учитывать в своей деятельности определенный советами адвокатских палат субъектов РФ порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению. Для реализации принципа независимости судебных решений в части обеспечения объективной фиксации хода судебного разбирательства ФПА предлагает закрепить в статье 259 УПК положение об обязательной аудиозаписи судебных заседаний.