МОСКВА, 4 дек — РАПСИ. Требование прокурора приговорить экс-главу Минэкономразвития РФ Алексея Улюкаева к 10 годам колонии строгого режима является «средней температурой по больнице», считают опрошенные РАПСИ адвокаты.

Они также напоминают, что суд не обязан соглашаться с позицией обвинения и может назначить как более мягкое, так и более жестокое наказание.

В понедельник прокурор затребовал для Улюкаева 10 лет колонии строгого режима и штраф в 500 миллионов рублей за получение взятки от главы «Роснефти» Игоря Сечина в два миллиона долларов. Гособвинитель заявил, что в ходе судебного следствия вина экс-министра в получении взятки в особо крупном размере лицом, занимающим государственную должность, была полностью доказана.

Санкция данной статьи предусматривает до 15 лет лишения свободы со штрафом до 70-кратного размера от суммы взятки. Кроме того, за это преступление в качестве дополнительного наказания могут на 15 лет запретить занимать определенные должности.

Ни максимум, ни минимум

«Запрошенное наказание в целом соответствует как санкции статьи, так и существующей ныне практике. Прокурором выбрана «средняя температура по больнице», это не максимальное наказание по этой статье, но и не наказание, которое ниже низшего предела санкции», — считает адвокат Андрей Гривцов.

Он напомнил, что в силу закона суд не связан с позицией обвинения, поэтому может как назначить более строгое наказание, так и более мягкое, а кроме того, оправдать или переквалифицировать деяние, в случае признания его доказанным.

«Давать какие-либо прогнозы мне бы не хотелось с учётом неучастия в этом уголовном деле, однако традиционно пожелаю удачи стороне защиты, тем более Улюкаева защищают сильные профессионалы, с некоторыми из которых я знаком. В связи с этим абсолютно уверен, что позиция защиты будет сильной», — сказал Гривцов.

Адвокат Алим Бишенов также отметил, что гособвинитель не стал просить максимального наказания, поэтому требования прокуратуры можно назвать суровыми, но не наивысшими.

«В данном случае можно говорить о достаточно суровом наказании, но не о максимально возможном. Учитывая тяжесть обвинения, такое наказание вполне адекватное, если, разумеется, будет все-таки решено, что вина Улюкаева доказана», – полагает защитник.

«Наказание укладывается в санкции статьи, но на мой взгляд, оно слишком жесткое. Я говорю вообще о санкции статьи 290 УК РФ, которая излишне суровая. Сейчас нет необходимости в столь жёстких мерах воздействия», — полагает адвокат Дмитрий Аграновский.

Он пояснил, что не согласен с санкциями статьи о получении взятки, так как, по его мнению, большинство дел этой категории строится на провокациях.

«Несмотря на то, что Верховный суд РФ категорически запретил провокации, большинство дел о взятках строятся именно на них. Я не могу апеллировать к тонкостям дела Улюкаева, но мне кажется, что зачастую по этой статье «под раздачу» попадают не коррупционеры, а неугодные люди», — сказал Аграновский.

Требования неадекватны

В свою очередь, адвокат Константин Лазарев посчитал требования прокурора неадекватными, особенно в части взыскания штрафа в 500 миллионов рублей.

«Требования прокурора о наказании Улюкаева неадекватны. Штраф в 500 миллионов рублей заявлен, безусловно, без учета последствий. Сделку по приватизации никто из ее участников не оспорил, из чего следует, что условия на тот момент соответствовали рыночным. Кроме того, исходя из озвученного в прессе имущественного положения Улюкаева, запрошенная сумма штрафа не очень реальная для взыскания. Этот штраф, как и срок наказания, должны быть адекватны последствиям», — заявил Лазарев.

Он считает, что более реалистичным выглядело бы требование о наказании ниже низшего срока (менее восьми лет лишения свободы — ред. РАПСИ), и если бы сумма штрафа не превышала вменяемой суммы взятки.