МОСКВА, 17 авг - РАПСИ. Адвокат - это самурай, усердие которого в сражении за своего доверителя не зависит от размера вознаграждения, считает первый вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, первый вице-президент Адвокатской палаты Московской области Михаил Толчеев.

Так эксперт прокомментировал дискуссию в профессиональном сообществе о возможности для адвоката отказаться от дальнейшей защиты клиента из-за отсутствия оплаты и при других обстоятельствах.

"Квалифицированная правовая помощь", которую оказывают адвокаты, отметил Михаил Толчеев, предполагает, помимо стопроцентной корректности отношений адвоката и доверителя с точки зрения закона, также и повышенные требования этического характера к действиям адвоката.

Кодекс профессиональной этики адвоката относит к высшим ценностям профессии принцип законности и принцип примата интересов доверителя.

Первый - это правильное применение закона при соблюдении в отношении доверителя всех прав, гарантий и презумпций.

Примат интересов доверителя, выступая частным случаем реализации принципа законности адвокатурой, предполагает отказ от частноправовой основы эквивалентности взаимных благ в пользу абсолютизации идеи служения законным интересам доверителя.

"Образно говоря, адвокат не торговец, оказывающий услугу в объеме, эквивалентном оплате, а самурай, сражающийся за своего доверителя с усердием, не определяемым размером встречного возмещения", - сказал Толчеев.

Вне зависимости от легальной возможности расторжения соглашения об оказании квалифицированной юридической помощи органы адвокатского сообщества вправе вынести суждение об этичности таких законных действий адвоката с точки зрения Кодекса профессиональной этики адвоката.

Прежде всего, указал эксперт, на соответствие требованиям честного, разумного, добросовестного, квалифицированного, принципиального и своевременного исполнения своих профессиональных обязанностей перед доверителем.

В качестве примера Михаил Толчеев привел устоявшуюся практику дисциплинарных органов сообщества, признающих неэтичным включение в соглашение об оказании квалифицированной юридической помощи различного рода неустоек и штрафных санкций за реализацию права на односторонний отказ доверителя от исполнения соглашения, несмотря на отсутствие в законе таких запретов.