МОСКВА, 20 сен — РАПСИ. Более 70% россиян хотят, чтобы их дети или внуки освоили новый учебный курс «Основы российской государственности», который введён в вузах, сообщили во Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
«Новая дисциплина для первокурсников «Основы российской государственности» направлена на формирование у обучающихся системы знаний, навыков, умений и ценностей, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу и развитием чувства гражданственности. Россияне в большинстве своем одобряют запуск курса: в ходе опроса две трети наших сограждан назвали его нужным (68%). Семь из десяти россиян хотели бы, чтобы их дети или внуки освоили курс (72%)», − говорится в пресс-релизе.
Как сообщили во ВЦИОМ, польза от введения учебного предмета видится опрошенным в первую очередь в получении дополнительных знаний о своей стране и ее истории (32% и 24% соответственно среди назвавших курс нужным). Каждый шестой в этой группе полагает, что новый предмет будет способствовать патриотическому воспитанию учащихся (17%).
Между тем реже опрошенные говорят о пользе курса для общества («будет более образованный народ» − 6%), расширении кругозора (5%), а также его важности, нужности и пользе (4%). Таким образом, несмотря на то, что на новую дисциплину в том числе возлагаются идеологические и воспитательные функции, для россиян она прежде всего представляется источником новых знаний для студентов, отметили в пресс-службе.
Согласно опросу, молодые люди 18-24 лет чаще других поколений считают, что молодежь должна знать о своей стране (42% против 28-35% в других возрастных группах).
Однако, по мнению 16% россиян, изучать основы российской государственности в вузах не нужно. Как пояснили во ВЦИОМ, самым популярным аргументом в этой группе было мнение о «бесполезности предмета»: респонденты полагают, что новый курс в «жизни не пригодится» (28% из числа назвавших курс ненужным). Еще 17% видят в новом предмете пропаганду, а 16% вовсе полагают, что исчерпывающие знания о российской государственности можно получить в рамках смежных дисциплин. Встречалось также мнение, что данный курс будет отвлекать студентов от основных занятий (13%) и что в вузах нужно обучаться по специальности (12%).
Исследование также показывает, что более половины респондентов смогли предложить темы, которые, по их мнению, важно затронуть в рамках новой дисциплины (57%). Основной запрос россиян к авторам-составителям курса − история страны (25%), в частности советской эпохи − 2%. Далее с заметным отрывом следует не менее обширная тема − патриотизм (5%), к которой можно также отнести всевозможные поводы для гордости за страну − победы в войнах (3%) и герои Великой Отечественной войны (3%), выдающиеся исторические личности (2%), достижения России в широком смысле слова (2%), культура и искусство (2%). Еще одна группа ответов − политическое устройство современной России: часть опрошенных считают важным рассказать студентам о законодательстве (4%), государственном строе (4%), правах и свободах (2%), принципе разделения властей (2%) и выборах (2%).