САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 июн — РАПСИ. Суд Евразийского экономического союза может и должен рассматривать заявления физических лиц, а не только государств-членов союза и хозяйствующих субъектов, заявила судья Суда ЕАЭС Наталья Павлова на полях ПМЭФ-2024.
"Мы создали каркас, дом построен. Нужно теперь зацементировать эти швы, чтобы наладить уют в этом доме. И это прежде всего права физических лиц. Они сегодня не могут защищать свои права в Суде ЕАЭС. При этом попытки обращений есть. Но Суд вынужден отказывать, хотя, конечно, они тоже участники этих правоотношений», − сказала судья Павлова.
Еще одна болевая точка: порой в Суд ЕАЭС обращаются, когда обращаться уже поздно. Права действительно были нарушены, причинены убытки, но модели возмещения убытков нет. А также нет преюдициальной модели, когда сторона может изначально обратиться в Суд ЕАЭС за толкованием права ЕАЭС, за тем, чтобы на основании этой модели национальные суды защитили права, рассказала судья.
Также, по ее словам, пока не получилось «перебросить мостик в национальную юрисдикцию», в том числе в судебную юрисдикцию. Субъекты предпринимательства, даже выигравшие в Суде ЕАЭС, дальше не могут эффективно изменить национальные судебные решения на основе правовой позиции Суда ЕАЭС и защитить свои права.
«Мы еще не прописали в национальном законодательстве модель того, как наше наднациональное право влияет на национальный правопорядок, то есть какие последствия. Это новые обстоятельства? Тогда суд их должен оценить и применить в этом деле. Например, как это было с решениями ЕСПЧ. Нам надо над этим задуматься», − сказала судья Павлова.
Достижения Суда ЕАЭС
С 2015 года в Суд ЕАЭС поступило более 120 обращений, из которых 59 от представителей бизнеса. При этом всего лишь 28 решений потребовали своего обжалования, в 34 случаях в Суд ЕАЭС обращались представители Евразийской экономической комиссии и иные должностные лица.
Евразийская экономическая комиссия, отметила судья Павлова, заинтересована в том, чтобы правопорядок ЕАЭС развивался эффективно и не было ошибок в толковании основных документов союза, чтобы сразу же принимались решения, которые смогли бы эффективно регулировать права участников экономических отношений.