САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 21 июн - РАПСИ. Прокуратура предъявила первые иски о взыскании с операторов связи денег в пользу потерпевших от телефонных мошенников за неисполнение сотовыми компаниями обязанности по блокировки подозрительных вызовов. Об этом сообщает пресс-служба прокуратуры Ленинградской области.

Первый иск подан в защиту прав 84-летнего жителя Ломоносовского района Ленобласти, второй − в пользу 66-летней жительницы Гатчины. В обоих случаях речь идет о взыскании денежных средств, похищенных неустановленными мошенниками и о компенсации морального вреда.

Как рассказали в пресс-службе прокуратуры Ленобласти, большое количество пожилых людей являются потерпевшими по таким уголовным делам. "Почти каждое второе преступление данной категории совершается в отношении пенсионеров, ветеранов, а предметом хищения являются их личные сбережения, накопленные на старость. Преступники звонят своим жертвам по телефону, представляются сотрудниками банков или правоохранительных органов и вводят их в заблуждение относительно вымышленных угроз безопасности их деньгам на банковских счетах, после чего обманным путем получают к ним доступ и похищают", − разъясняет пресс-служба прокуратуры принцип обмана.

Также в прокуратуре отмечают, что для целей шифрования неправомерных действий преступники нередко используют "подменные" телефонные номера.

"С помощью современных цифровых технологий реальный номер звонящего мошенника, находящегося за пределами нашей страны, подменяется им на другой, соответствующий российской системе нумерации. У пострадавшего не остается сомнений, что ему звонят с территории нашей страны", − рассказывает пресс-служба прокуратуры.

Для того, чтобы не допустить таких звонков, законодательство содержит положения об обязанности оператора связи прекратить оказание услуг − прервать вызов, если номер абонента искусственно подменен.

Невыполнение такой обязанности является основанием для привлечения оператора связи к административной ответственности по статье 13.2.1 КоАП РФ.

"Бездействие сотового оператора позволяет мошеннику осуществить телефонный звонок и это считается ненадлежащим оказанием абоненту услуги связи и причинением ему имущественного ущерба от действий мошенников", − считает прокуратура.

Подобный способ защиты прав пострадавших ранее не использовался в правоприменительной практике.