САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 ноя — РАПСИ. В Санкт-Петербурге завершил свою работу Международный научно-практический форум «Без срока давности. Ключевая точка исторической памяти». Во второй день его работы особое внимание было уделено такой актуальной проблеме, как фальсификация истории и деформация исторического сознания в современном мире. 

Западные манипуляции историей начинают представлять все более масштабную угрозу формированию единого национального самосознания в России, отметили участники форума. Борьба с ложными нарративами становится все более острой проблемой, как отметил заместитель директора Института государства и права РАН Александр Звягинцев: «Сейчас идет война когнитивная, война смыслов, цивилизационная, тотальная, бескомпромиссная. Победит тот, кто получит правильную информацию».

Наиболее подробно эта проблема была освещена на тематических площадках «Право на страже исторической правды и справедливости», «Память о подвиге советского народа в современной юридической историографии», «Правовая идеология антифашизма» и др.

Ответом на указанную угрозу стало нормативное закрепление конституционных гарантий защиты исторической правды, формирования российской правовой системы на основе традиционных ценностей, сформировавшихся правовых концепций и принципов права.

«Есть истина, но ее нельзя достичь. Следующий уровень — правда. Но правда — это то, во что мы верим в моменте времени, с ее течением представления о правде могут меняться, это подвижная категория. Поэтому важнейшим является третий уровень: историческая правда — она должна быть жесткой константой», — отметил директор Института государства и права РАН, Заслуженный юрист РФ Александр Савенков.

Участники форума напомнили, что в 2020 году в Конституции появилась ч. 3 ст. 67.1, согласно которой государство обязано защищать историческую правду и каждый из нас обязан, но нужно знать, что защищаешь. «Я благодарен президенту РФ Владимиру Путину за поправки в Конституцию. Сегодня мы, наконец, начали бороться за будущее, перестали падать в пропасть вслед за Европой», — заметил в этой связи главный научный сотрудник Института государства и права РАН Сергей Бабурин. 

В ходе форума спикеры также обсудили ряд ключевых вызовов для современных правоведов, среди которых фашистская идеология и ее проявления (реваншизм, вождизм, экспансионизм и др.), фашистский режим и его составляющие (милитаризм, силовое подавление оппозиции и индивидуальных свобод и др.); роль СССР в разгроме фашизма; Нюрнбергский процесс и его принципы.

Именно Нюрнбергский процесс стал основой для различения добра и зла, в том числе в современной политике и геополитике. Без закрепленных в ходе него принципов, мы бы никогда не смогли бы разобрать, чем отличаются неонацисты от современных сторонников национального развития, акцентировали внимание участники форума. Они обратили внимание, что сегодня в Европе и США пытаются нивелировать значение принципов, закрепленных Нюрнбергским трибуналом, под предлогом новых норм толерантности. 

«Нам нельзя допускать толерантности, которую Запад сделал культом. Толерантность стала принципом нейтральности к злу. Они призывают считать равной нормой и добро, и зло. Войти в положение преступников, которые убивали детей. Поэтому и вычеркивают Советский Союз из числа победителей. Нельзя сохранять нравственный нейтралитет!» — заявил в этой связи Бабурин. 

Савенков перевел дискуссию на более актуальный и практически ориентированный уровень, отметив, что недавно в военной доктрине НАТО появился шестой пункт, которому она сейчас уделяет особенное внимание: «когнитивно-ментальная война против нас».

Это актуализирует тему геноцида советского народа, поднимая вопрос о современном геноциде русских, который пытаются проводить на своей территории ряд стран, доказывающих тем самым Западу свою готовность максимально радикально воплощать в жизнь сгенерированную новую парадигму альтернативной истории и вытекающих из нее квазиценностей. Поэтому поднятая на форуме тема представляет собой не просто теоретический спор об исторической правде, это ключевая проблема сегодняшнего дня, вопрос выживания цивилизованного мира.