Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ
Теракт в зоне прилета международных рейсов аэропорта Домодедово 24 января стал не просто первым по счету преступлением такого рода, совершенным в 2011 году в России, а, конкретнее, в московском регионе. В своем роде он - первый сразу по нескольким показателям.
Первый в аэропорту России. Первый по интернациональному составу жертв. Помимо россиян, и это уже известно, погибли или пострадали англичане, немцы, словаки, итальянцы, французы, сербы, болгары, таджики, узбеки, украинцы, молдаване.
Пожалуй, впервые руководство страны заговорило, что в связи с произошедшим злодеянием нужны не новые законы, а ревизия применения уже действующих нормативных актов. Действительно, любой законодательный процесс конечен. И мы, судя по всему, в этом вопросе зашли в тупик. Только за прошлый год Госдума приняла 452 закона – то есть в среднем по одному на каждого члена нижней палаты парламента. В текущем сезоне, по словам спикера Бориса Грызлова, палата собирается побить данный рекорд.
Смысловое наполнение данной инициативы, впрочем, отсутствует. Кому нужны новые законы, если мы так и не научились соблюдать уже существующие?
Наверное, в первый раз некоторые представители отечественного гражданского общества не стали просто отсиживаться у ТВ и в социальных сетях Интернета, обсуждая последствия очередной трагедии, а попытались что-то сделать там, где власти бессильны или некомпетентны.
Речь – о волонтерах, вызвавшихся бесплатно развозить из Домодедово застрявших там пассажиров. В конце декабря, когда этот же аэропорт был обесточен, пострадавшие могли рассчитывать разве что на словесное сочувствие сограждан.
Здесь хотелось бы написать про другой первый случай: отставки первых лиц силовых ведомств, отвечающих за безопасность страны в общем, и ее режимных объектов в частности. Однако кадровые решения коснутся, скорее всего, исключительно руководства аэропорта. Это нисколько не удивительно. В стране, живущей по понятиям раннего феодализма, за гибель простых людей не принято наказывать тех, кто на иерархической лестнице занимает более выигрышные позиции.
По всей видимости, также не впервые трагедия будет использована для имущественного передела. То, что не произошло в Домодедово после декабрьского блэкаута, с высокой долей вероятности случится сейчас. А именно – смена собственника всего аэропорта. Недаром ведь сразу после теракта многие заговорили о недавних сокращениях в службах охраны Домодедово, и о преступном бездействии тех, кто остался.
При этом похожие по тональности разговоры о ежедневном беспечном поведении милиции, спецслужбах, которые, дескать, знали о готовящемся теракте чуть ли не за неделю до его совершения, плавно перешли в осуждение неназванных таксистов, безбожно решивших заработать на крови и страданиях пассажиров. Как будто одни лишь частные извозчики в России являются пособниками террористов.
С другой стороны, в данной ситуации смена власти в аэропорте не будет выглядеть несправедливой. Если собственник (и не надо тут кивать на ФСБ и МВД) в течение полутора месяцев дважды допускает такие просчеты, отъем актива заслужил в первую очередь он сам. И по законам, и по понятиям.
Что заслужили все остальные граждане страны, пока не очевидно. Если в чиновничьих и генеральских рядах не произойдет естественной для цивилизованного мира ротации кадров, это означает, что следует быть морально готовыми к дальнейшим неприятностям такого рода. Нам же только и останется, что по привычке назвать произошедшее в понедельник в Домодедово первым взрывом 2011 года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции