Александр Глушенков, адвокат
События, связанные с утечкой персональных данных абонентов "Мегафона", и, чуть позднее, клиентов секс-шопов, а также последующие действия заинтересованных сторон четко выявили ряд системных проблем. Причем я не говорю о проблемах технической защиты персональных данных, да и вообще всей значимой информации серьезных интернет-ресурсов. Пусть на эту тему рассуждают технические специалисты. Точнее, пусть не рассуждают, а просто эту безопасность обеспечивают.
Я хотел сказать о других системных проблемах, кроющихся скорее в мышлении и отношении к рядовым пользователям.
Взять тот же "Мегафон", который сначала заявлял о "техническом сбое", потом чуть ли не о взломе системы хакерами, а в итоге свалившего все на "Яндекс". Мол, переписка абонентов оказалась только в поиске данной системы, поэтому виновата именно она.
Понятно, что самые первые сообщения о технических неполадках "Мегафон" пытался сразу же дезавуировать - в противном случае вся ответственность легла бы именно на оператора связи. А кто захочет признавать свою вину?
Версия об ответственности "Яндекса" похожа скорее на детские оправдания перед строгой воспитательницей: это не я, это мальчишки из соседней группы детского сада!
Понятно, что в рамках российской действительности публично не принято брать на себя ответственность за свои собственные промахи и недоработки. Но, может, уже пора начинать?! Вот позицию руководителя проекта по продаже железнодорожных билетов, который открыто признал утечки, можно уважать уже только за то, что он не пытался все валить с больной головы на здоровую.
Может быть и другим ответственным товарищам стоит признать, что их ресурсы не обеспечивали достаточной защиты и просто установить соответствующий ее уровень? Тем более не сайте того же "Яндекса" есть прекрасная инструкция на этот счет.
Но если вы подумаете, что те, кто предъявил иск к компании "Мегафон", поступают абсолютно правильно, то я вынужден вас разочаровать. Союз потребителей, может быть, в суде и получит положительное решение. И, возможно, даже взыщет компенсацию в пользу абонентов, хотя суммы таких компенсаций будут откровенно мизерными. Но это ли нужно абонентам и всему обществу?!
Да, Союз потребителей заработает на этом процессе определенные очки в свою пользу. Но какая польза от этого всем нам? Что, в рамках этого гражданского процесса суд будет разбираться в тонкостях технической защиты и построения системы безопасности интернет-сервиса? Конечно нет! В лучшем случае суд будет рассматривать вопрос о доказанности факта распространения информации абонентов, а также о том, какие физические и нравственные страдания перенесли пострадавшие граждане.
Хотя факт нарушения неприкосновенности частной жизни и тайны связи, безусловно, является основанием для уголовного преследования. Совершенно правильным в этой ситуации было бы обращение в правоохранительные органы с заявлением о проведении проверки и возбуждении уголовных дел по статьям 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни) и 138 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений) Уголовного кодекса Российской Федерации.
Но кое-кому, как всегда, проще искать там, где светло, а не там, где потерял. И для того, чтобы не плутать наугад в потемках или ловить рыбку в мутной воде, надо серьезно делать свое дело.
Во-первых, "Мегафону" и интернет-магазинам стоит провести внутренние проверки, может быть, с привлечением внешних специалистов, и публично сообщить об их результатах. Тем более, что у компании есть положительный опыт выстраивания отношений со сторонами судебных процессов.
Во-вторых, правоохранительным органам, по моему мнению, надлежит заняться расследованием с точки зрения уголовного законодательства. Причем желательно, чтобы сами пострадавшие обратились с такими заявлениями. Но эту деятельность, наоборот, нужно вести конфиденциально, без громких и публичных заявлений.
А всем остальным можно посоветовать следующее: компаниям – задуматься о безопасности и сохранности данных, получаемых от пользователей, самим же пользователям - о действиях в сети и о тех сведениях, которые передаются по открытым каналам связи.
А заодно и о том, что ничто в мире не совершенно. Ведь если о тайне знают двое, то это уже никакая не тайна.