Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ
В среду в самом центре Москвы, у ресторана на Поварской улице, 52, снайперским выстрелом в голову был убит, пожалуй, самый знаменитый российский криминальный авторитет последних десятилетий - 75-летний Аслан Усоян, известный в уголовном мире как Дед Хасан. Происшествие, которое еще 15 лет назад могло бы вызвать целую серию заказных убийств в Москве и крупных промышленных центрах России, по всей видимости, так и останется одиночным убийством. Многие эксперты, специализирующиеся на изучении отечественного криминального мира, убеждены – всплеска преступности из-за возможного передела сфер влияния между бандитскими группировками, скорее всего, не произойдет.
Другое время. Другие герои. Другие авторитеты.
Выходец из Грузии Аслан Рашидович Усоян криминальную карьеру официально начал в 19-летнем возрасте еще в середине 50-х годов прошлого века, когда был осужден на полтора года заключения за сопротивление сотрудникам милиции. Следом были еще два срока – за грабеж и за спекуляцию.
Коронован в воры в законе Усоян был в 1966 году. По состоянию же на конец прошлого десятилетия, если верить СМИ (коллеги при этом ссылаются на источники в правоохранительных органах), Дед Хасан контролировал большую часть российских организованных преступных групп (ОПГ) и был своеобразным третейским судьей в конфликтах между ними.
Должность эта была хоть и уважаемой в преступной среде, но и опасной. Первое громкое покушение на Усояна произошло в Сочи в 1998-м. Тогда наемный убийца промахнулся. После этого Усоян несколько лет не попадал в поле зрения правоохранителей и криминальных репортеров. Вплоть до 2006 года, когда у Деда Хасана произошел конфликт с авторитетом Тариэлом Ониани. Причиной размолвки стал спор на тему, кто должен контролировать предприятия еще одного вора в законе – Захария Калашова (известного как Шакро Молодой), арестованного в Арабских Эмиратах и экстрадированного в Испанию.
Спор решен не был, превратившись в долгоиграющую междоусобицу, жертвами в которой становились представители обеих противоборствующих сторон. Двумя годами позже, в 2008-м, на сторону Усояна встал не менее известный и уважаемый в преступном мире авторитет – ныне также покойный Вячеслав Иваньков (Япончик).
Второе громкое покушение на Усояна произошло в сентябре 2010 года. Авторитет и его охранник в центре Москвы попали под обстрел снайпера, однако оба выжили. Тогда сначала источники сообщили, что Дед Хасан скончался, однако позже выяснилось, что он жив. К тому моменту прошел почти год с момента смерти Иванькова, скончавшегося в больнице от ран, которые были получены в результате покушения 28 июля 2009 года.
Сам Усоян, если верить источникам СМИ в правоохранительных органах, вероятным заказчиком своего убийства называл одного из азербайджанских воров в законе, а исполнителями – бригаду наемников-исламистов.
Кто заказал смерть Деда Хасана сейчас и кто воплотил задуманное на практике, мы, если и узнаем, то нескоро. И, скорее всего - в виде версий, слухов и даже легенд. Яркий пример – смерть того же Иванькова, заказчик которой по сей день не найден и даже не назван.
При этом мотивы устранения и Япончика, и Деда Хасана, лежат на поверхности. Если, конечно, отбросить местечковые конфликты между авторитетным криминалитетом за контроль над той или иной бизнес-структурой. Но в таких случаях убивать патриархов уголовного мира как-то не принято. Даже сейчас.
Первопричина может заключаться в том, что признанные криминальным миром еще в разгар социализма уголовные авторитеты со своими устоявшимися взглядами на воровскую философию, правила жизни и ведения дел банально не соответствуют велениям времени. Уйди они вовремя на покой, с высокой долей вероятности сейчас бы спокойно доживали свой век, окруженные "славой" прошлых лет и верными "почитателями таланта". Однако ни Иваньков, ни Усоян на покой не торопились. Их активность вкупе с приверженностью старым воровским традициям могла не только раздражать криминалитет помоложе, но и в итоге – подтолкнуть молодых к переходу в наступление.
Наверное, излишне при этом искать характерные видовые особенности этого сравнительно молодого и злого криминалитета. Очевидно, что каждый российский мало-мальски раскрутившийся бизнесмен в частных разговорах опишет эти типажи любому желающему. Причем некоторые яркие представители "нового криминального поколения", не исключено, в кармане будут носить не воровскую финку, а какое-нибудь удостоверение.
Очевидно и то, что смерть Деда Хасана не станет причиной "большой войны" между ОПГ. Хотя бы потому, что непосредственно группировки давно уже не контролируют крупный бизнес. А воевать за мелкий – портить себе карму и лишний раз попадаться на глаза полицейским, следователям и прочим борцам с организованной преступностью. Бандитам этого не надо. Хватает и крошек с когда-то богатого стола. А спокойствие в наше время стоит очень дорого.
Но одно можно сказать точно – убийство Деда Хасана поставило жирную точку в истории "проклятых 90-х".
Если сам авторитет, конечно же, снова вдруг не возьмет и не воскреснет.