Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ

Одной из наиболее вероятных версий причины крушения в 80 км от Донецка Boeing 777-200 авиакомпании Malaysia Airlines, летевшего из Амстердама в Куала-Лумпур, называется поражение ракетой «земля-воздух». На борту лайнера находилось 280 пассажиров и 15 членов экипажа.

За последние полвека можно выделить десять крупных авиакатастроф, когда пассажирские самолеты были сбиты или взорваны террористами или представителями национальных армий.

Высказываются предположения, что по результатам расследования катастрофы под Донецком в адрес России или Украины могут быть введены международные санкции. Между тем, за всю историю авиации известен только один случай, когда подобный сценарий был реализован – в отношении частично признавшей свою вину Ливии. Если виновником катастрофы оказывалась одна из экономически развитых держав – США, Израиль, Франция, СССР… - никаких заметных правовых и экономических последствий расследования не имели. Даже выплаченные компенсации носили лишь добровольный характер.

Авиакатастрофы, подбитых пассажирских лайнеров – одна из самых нелицеприятных для мировых флагманов история. Почти никто не вышел из нее с чистыми руками, что возможно является одной из причин бессилия международных институтов в этом вопросе. К сожалению, ни разу государственные власти не проявили должного достоинства и гуманизма, чтобы признать свою вину, так же как и международные арбитры раз за разом демонстрировали полное бессилие в нахождении и наказании виновных.

Чтобы объективно оценить шансы на законное и справедливое расследование трагедии 17 июля, предлагаем читателям РАПСИ ознакомиться с краткой историей десяти крупнейших авиакатастроф, похожих на происшедшее под Донецком. А также – с последствиями, которые они имели в правовом поле.

1968 год. SE-210 под Ниццей. Франция против Франции

11 сентября 1968 года экипаж французского самолета SE-210 авиакомпании Air France, следовавший по рейсу Аяччо-Ницца, при снижении сообщил о непредвиденных проблемах и запросил аварийную посадку. Поступило сообщение «у нас возгорание», далее «мы разобьемся, если так будет продолжаться». Самолет упал  и затонул в Средиземном море. Погибли все 95 человек.

В ходе расследования в качестве причины крушения был назван пожар, возникший в хвостовой части самолета рядом с туалетом. Однако СМИ сразу же сообщили о возможности попадания учебной ракеты в самолет. Министр обороны Франции Мишель Дебре завил, что военные учения в регионе не проводились. И только в мае 2011 года после коллективных заявлений семей погибших бывший военный секретарь Мишель Лати признал, что рейс сбила отклонившаяся от траектории ракета.

Ни о каких компенсациях и принятых по итогам катастрофы решениях в открытых источниках информации не появлялось.

1973 год. Boeing 727 под Исмалией. Израиль против Ливии

21 февраля 1973 года ливийский самолет Boeing 727 выполнял рейс Триполи-Бенгази-Каир-Александрия-Бахрейн. Из-за сплошной облачности, пыльной бури и сильного попутного ветра, пилоты взяли ошибочное направление мимо Каира. Самолет пересек Суэцкий канал и оказался на территории Синайского полуострова, занятого в то время Израилем, и направлялся к ядерному центру в Димоне. Израильские ВВС подняли в воздух два истребителя. По словам выжившего второго пилота, то, что авиалайнер оказался над Синайской пустыней (а не возле Каира), экипаж понял за несколько минут до катастрофы, но не стал совершать посадку на авиабазе из-за напряжённых отношений между Ливией и Израилем. Вираж Boeing израильское командование расценило как попытку бегства угнанного террористами самолета, и дало приказ открыть огонь на поражение.  Истребители обстреляли корневые части крыла, Boeing врезался в дюну и полностью разрушился. Погибли 108 человек, пятерым удалось выжить.

Поначалу Израиль отрицал свою вину в катастрофе, но 24 февраля были обнародованы данные бортовых самописцев и записи переговоров между экипажем и диспетчером. Тогда израильские военные признали уничтожение авиалайнера, а всю ответственность за приказ об атаке гражданского самолета взял на себя начальник генерального штаба Армии обороны Израиля Давид Элазар. 30 компаний-участниц Международной организации гражданской авиации (ИКАО) проголосовали за осуждение Израиля, США воздержались от осуждения, а ООН не нашла оснований для каких-либо санкций против страны. Впоследствии израильскими властями были добровольно выплачены компенсации пострадавшим и родственникам погибших.

1978 год. Boeing 707 под Мурманском. СССР против Южной Кореи

20 апреля 1978 года самолет Boeing 707 южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines выполнял рейс Париж-Анкоридж-Сеул и ошибочно пересек границы СССР в районе Мурманска. Поскольку нарушитель не отвечал на запросы диспетчерских служб, на перехват был поднят Су-15. Приблизившись к Boeing, перехватчик покачал крыльями, в ответ на это нарушитель развернулся и стал уходить в сторону Финляндии. Пилот Су-15 получил приказ уничтожить нарушителя.

Перехватчик выпустил одну ракету, которая взорвалась возле крайнего левого двигателя Boeing, оторвав часть крыла длиной 3-4 м (по некоторым данным, было выпущено две ракеты, одна из которых прошла мимо цели). Кроме того, произошла разгерметизация пассажирского салона. Самолет совершил аварийную посадку на лед замерзшего озера Корпиярви. Среди 97 пассажиров от осколков ракеты погиб один человек, еще один умер от ранений по дороге в больницу. 13 человек получили ранения.

Признавшие свою вину перед советским судом в нарушении воздушного пространства СССР командир корабля Ким Чангю и штурман Ли Чынсин были помилованы и выдворены за пределы Советского Союза. СССР предъявил Южной Корее счет на 100 тысяч долларов для покрытия стоимости содержания пассажиров. Никаких обвинений СССР предъявлено не было.

1980 год. McDonnell Douglas DC-9-15 под Устикой. Франция против Италии

27 июня 1980 года самолет McDonnell Douglas DC-9-15 итальянской авиакомпании Aerolinee Itavia  выполнял рейс Болонья-Палермо. Экипаж не получал сигналов от навигационных маяков, поэтому наземные диспетчеры немного отклонили рейс в сторону. Через 51 минуту после взлета он упал в Тирренское море в ста километрах от острова Устика. Погиб 81 человек, из них 13 детей.

После многолетнего расследования в 1989 году итальянская Парламентская комиссия по борьбе с терроризмом решила, что авиалайнер сбила ракета, выпущенная во время воздушного боя между самолетами НАТО и Ливии. «Инцидент с DC-9 последовал за военным перехватом, самолёт был сбит, жизнь 81 ни в чем не повинного гражданина была уничтожена в результате действий, которые следовало бы назвать актом войны, скрытой международной полицейской акцией против нашей страны, нарушившей ее границы и права», - говорится в официальном сообщении.

Однако позже ряд экспертов отозвали свое мнение. Международная комиссия приняла решение, что причиной катастрофы стала заложенная в туалете авиалайнера бомба. И все же в 2008 году бывший президент Италии и председатель совета министров Франческо Коссига заявили, что самолет был сбит ракетой, выпущенной с французского истребителя. 7 июля 2008 года президенту Франции был подан иск о возмещении ущерба.

1983 год. Boeing 747 близ Сахалина. СССР против Южной Кореи

1 сентября 1983 года Boeing 747-230B авиакомпании Korean Air Lines отклонился от курса  Нью-Йорк-Анкоридж-Сеул более чем на 500 км и два раза нарушил границы СССР. На территориях, над которыми пролетел Boeing, находились военные объекты, полеты иностранных самолетов в этом районе были запрещены. В этой связи были подняты несколько советских истребителей-перехватчиков. Один из них – Су-15 – некоторое время сопровождал самолет и сделал предупредительные выстрелы. Boeing не отреагировал, и советские военные решили, что это американский разведывательный самолет, после чего было принято решение сбить его. Самолет упал в районе Сахалина. Все 269 человек на борту погибли. Среди них был и американский конгрессмен Ларри Макдональд.

Президент США Рональд Рейган назвал происшествие «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто». Однако никаких реальных обвинений к СССР предъявлено не было, так же как и не было введено никаких заметных санкций.

2 сентября Федеральное управление гражданской авиации США закрыло авиалинию R-20 для гражданской авиации, однако, под давлением авиакомпаний, потерявших один из кратчайших маршрутов между Аляской и Восточной Азией, открыло ее ровно месяц спустя. ИКАО провела два расследования: одно непосредственно после катастрофы и другое десять лет спустя, когда по указанию президента Бориса Ельцина в ИКАО были переданы копии всех записей «чёрных ящиков». Международная комиссия пришла к выводу, что вся вина лежит на некомпетентности или халатности корейского экипажа.

Суд округа Колумбия в США признал 7 ноября 1988 года, что пилоты южнокорейского Боинга сознательно пренебрегли своими обязанностями по обеспечению безопасности пассажиров и отказался ограничить верхний предел размера компенсаций, затребованных родственниками американских пассажиров у авиакомпании Korean Air Lines.

1983. Boeing 737 в Лубанго. Партизаны Анголы против Анголы

8 ноября 1983 ангольский Boeing 737-2M2 авиакомпании TAAG Angola Airlines ruen должен был выполнять регулярный пассажирский рейс из Лубанго в Луанду. Boeing начал взлет, однако спустя пару минут после взлета, поднявшись на высоту около 60 метров, он начал резко снижаться и разбился примерно в 800 метров от торца полосы. Все 130 человек на борту погибли (по другой версии, 150 погибших).

Партизаны УНИТА заявили, что самолет был сбит ими ракетой земля-воздух, так как перевозил военных. Однако официальные представители властей на это заявили, что на борту были всего два военных, а причиной катастрофы стал технический отказ. Соответственно, никаких судебных последствий катастрофа не имела.

1988 год. Airbus A300B2-203 в Персидском заливе. США против Ирана

3 июля 1988 года самолет Airbus A300B2-203 авиакомпании Iran Air совершал 28-минутный перелет по рейсу Тегеран – Бендер-Аббасе – Дубаи. Несмотря на то, что полет проходил в рамках международного воздушного коридора 35-километровой ширины, самолет был сбит над Персидским заливом ракетой, выпущенной с ракетного крейсера Vincennes ВМС США, который находился в территориальных водах Ирана. Американский крейсер защищал кувейтские танкеры от воюющих между собой армий Ирака и Ирана. Погибло 290 человек, среди пассажиров было 66 детей.

Американское правительство заявило, что иранский самолет по ошибке был идентифицирован как истребитель F-14 ВВС Ирана. Президент США Рональд Рейган назвал произошедшее «правильными оборонительными действиями». Иранское правительство назвало инцидент международным преступлением и преднамеренной атакой.

В 1989 году Иран возбудил против США дело в Международном суде. 26 февраля 1996 года США согласились выплатить Ирану компенсацию в размере 61,8 млн. долларов США за 248 погибших, из расчета 300 тысяч долларов за каждую трудоспособную жертву и 150 тысяч за каждого иждивенца. Компенсировать стоимость самолёта (около 30 млн долларов) США отказались.

После этого дело в Международном суде было прекращено. Однако самими США данная компенсация позиционируется как добровольный акт, поскольку ответственность за случившиеся правительство на себя не взяло. Никаких санкций и изменений в международной политике принято не было.

1988 год. Boeing 747 над Локерби. Ливия против США

21 декабря 1988 года Boeing 747 авиакомпании Pan American совершал рейс Лондон-Нью-Йорк. Самолет был взорван с помощью пластичной взрывчатки семтекс над шотландским городом Локерби. В общей сложности погибло 270 человек (259 при крушении и 11 на земле).

13 ноября 1991 года было выдвинуто обвинение против двух ливийцев – главы службы безопасности авиакомпании Libyan Arab Airlines Абдельбассета Али аль-Меграхи, формально являвшегося начальником службы безопасности национального ливийского перевозчика в аэропорту Луки (Мальта) (на самом деле, он был сотрудником ливийских спецслужб и двоюродным братом одного из ближайших соратников Каддафи) и Аль Амина Халифа Фимаха. После отказа Каддафи выдать их СБ ООН ввел санкции против Ливии.

В 1999 году глава Ливии Каддафи согласился выдать подозреваемых при условии, что суд состоится на нейтральной территории. 31 января 2001 года Абдельбассет Али аль-Меграхи был приговорен к пожизненному заключению, тогда как Аль Амин Халифа Фимах был признан невиновным.

В 2003 году Ливия все-таки признала ответственность своих официальных лиц за взрыв самолета, но отказалась признавать вину за совершение взрыва над Локерби. В соответствии с соглашением, достигнутым между представителями Ливии, Великобритании и США, Ливия выплатила семье каждого из погибших по 10 млн долларов в обмен на полное снятие экономических санкций с Триполи.

1989 год. DC-10 над Тенере. Ливия против Франции

19 сентября 1989 года самолет DC-10 французской авиакомпании UTA, выполнявший рейс Браззавиль-Нджамена-Париж, взорвался над пустыней Тенере в африканском Нигере. Причиной стала бомба в грузовом отсеке, спрятанная в чемодане. Авиалайнер разорвало на несколько частей, которые упали недалеко от Бильмы. В результате погибли все 170 человек.

В 1999 году французский суд признал виновными в этом преступлении заместителя начальника ливийской разведки и его подчиненных. В ходе дальнейшего расследования удалось установить, что взрыв был организован по указанию властей Ливии. Следователи получили признание одного из подозреваемых, члена оппозиции в Конго, который помог завербовать другого члена оппозиции, пронесшего бомбу на борт самолета. Французские власти официально обвинили в преступлении шесть ливийцев, которые в 1999 году были заочно осуждены парижским судом.

2001 год. Ту-154М над Черным морем. Украина против России

4 октября 2001 года самолет Ту-154М российской авиакомпании «Сибирь» выполнял рейс Тель-Авив – Новосибирск. После сигнала от членов экипажа и сообщения «…куда попала(о)…» самолет упал, все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.

Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК) России, на высоте 11 тысяч метров самолет непреднамеренно сбила украинская зенитная ракета С-200, выпущенная в воздух в рамках проводившихся на Крымском полуострове военных учений. Однако хозяйственный суд Киева отказался признать причастность украинских военных.

Генеральная прокуратура России возбудила уголовное дело по статье «Терроризм». После опубликования выводов комиссии 16 октября 2001 года дело было передано для производства генпрокуратуре Украины, российская сторона официально дело закрыла.

26 декабря 2003 года был подписан договор между Россией и Украиной «Об урегулировании претензий», по которому Украина выплачивает родственникам погибших материальную помощь без признания юридической ответственности.

20 сентября 2004 года генпрокуратура Украины закрыла уголовное дело по факту катастрофы, поскольку расследование не установило объективных данных, которые бы достоверно указывали на то, что Ту-154 был сбит ракетой. Военный суд Киевского гарнизона 19 октября 2004 года отменил постановление генпрокуратуры о закрытии дела и расследование было возобновлено, но в июле 2007 дело было окончательно закрыто с предыдущей формулировкой.

Руководитель «Фонд помощи семьям погибших» Борис Калиновский и семья Белоноговых, которая отказалась от получения материальной помощи, подали иск в суд о компенсации морального ущерба. Ответчиками выступали Кабинет Министров, Министерство обороны и Государственное казначейство Украины. Печерский районный суд города Киева 30 января 2008 года полностью отказал в компенсации, поскольку вина ответчиков в катастрофе не была установлена расследованием прокуратуры.

ОАО «Авиакомпания „Сибирь“» подала иск к Министерству обороны Украины и Государственному казначейству Украины о возмещении ущерба: стоимость уничтоженного самолета с дополнительным оборудованием, расходы, связанные с расследованием катастрофы, расходы по страхованию, упущенную выгоду в связи с потерей самолета, и моральный вред. Спустя семь лет в удовлетворении исковых требований было отказано полностью. Представители авиакомпании заявили о намерении обратиться в Европейский суд по правам человека, однако после того как 21 апреля 2013 года ВХС отказался передать дело на рассмотрение Верховного суда Украины, авиакомпания, пройдя все возможные инстанции на Украине, не воспользовалась возможностью обратиться в ЕСПЧ. Таким образом, финансовые претензии «Сибири» также не были удовлетворены.