Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ
В середине декабря была официально запущена вторая цепь энергетического моста между Кубанью и Крымом. За несколько суток до этого первую цепь поставили на ремонт. Он понадобился уже через десять дней после помпезного открытия сооружения. Новые ограничения подачи электроэнергии вновь прочувствовали на себе жители сразу нескольких районов полуострова: ведь в таких ситуациях первым принято обесточивать жилой сектор, в самом конце – социальные и стратегические объекты. Неудобства для крымчан, представляется, далеко не последние.
Масштабный крымский блэкаут, случившийся в ночь на 22 ноября 2015 года (его активная фаза продлилась вплоть до 2 декабря), специалисты ожидали еще полтора года назад, в момент присоединения полуострова к России. Трудно поспорить с профессионалами: если электроэнергия десятилетиями более чем на две трети поставляется с территории соседнего государства, в момент, когда с этим государством отношения накаляются до предела, жди беды.
Между тем, у представителей крымской и федеральной властей было и время, и все финансовые возможности наладить полноценное резервное энергоснабжение объектов полуострова. Может, не всех до единого, но точно подавляющего числа.
Возможности упущены. К моменту блэкаута множество резервных энергоустановок не были подключены, значительное их число исчезло в неизвестном направлении, а бюджетных денег, выделенных на электрификацию и сопутствующие мероприятия, будто бы и вовсе не существовало в природе.
Олимпийское наследство
Началась эта история с последними залпами прощального салюта сочинской Олимпиады. Как только они отгремели, стало ясно: теперь все внимание следует уделить соседнему Крыму, присоединенному в те же самые дни. Полуострову в силу его географии грозила самая настоящая энергетическая блокада, и это было очевидно даже детям школьного возраста, не говоря уж о лицах, уполномоченных принимать решения на государственном уровне.
Страховочный выход был найден практически сразу. Все олимпийские объекты имели не только стационарное электроснабжение, но и резервное. Плохо предсказуемый субтропический климат и предгорья в XXI веке не предполагают иного подхода к энергетической безопасности. Например, санно-бобслейная трасса была запитана сразу пятью резервными дизель-генераторными установками (ДГУ) общей мощностью более 3 МВт, крытый конькобежный центр в Адлере – еще пятью ДГУ (5,7 МВт), главный резервный склад – 11-ю генераторами поменьше (4,7 МВт).
Игры в Сочи прошли без чрезвычайщины. Ее ждали по соседству. Поэтому уже 10 марта 2014 года местный энергетический гигант ОАО «Кубаньэнерго» (дочернее предприятие ПАО «Российские сети») обратился к владельцам ДГУ с письмом, начинавшемся со слова «Срочно!». Краснодарские энергетики попросили у нескольких коммерческих компаний (ООО «Комплексные энергосистемы», ООО «ВДМ-СЕРВИС», ООО «НТТ-Центр», ООО «Компания «Мегэн», ООО «НГ-Энерго», ООО «ПауэрзТехнолоджис») экстренно сдать в аренду все сочинские дизельные генераторы, помочь с доставкой оборудования на полуостров и его подключением.
В этом перечне следует выделить особо компанию «НТТ-Центр». Московское предприятие было крупнейшим поставщиком резервного энергоснабжения сочинских Игр и, словно по инерции, стало таковым в Крыму, передав на полуостров 114 ДГУ общей мощностью около 90 МВт. Это около трети всей резервной мощности, перебазированной на полуостров весной прошлого года.
В связи со срочностью и важностью вопроса «Кубаньэнерго» (именно оно поначалу собирало для Крыма весь парк мобильных генераторов) пообещало, что с бизнесменами будет заключен полноценный договор аренды оборудования, причем по рыночным ставкам. Юридические тонкости в силу срочности вопроса в тот момент отложили на потом.
На самом деле сторонних бизнесменов-энергетиков никто бы и не спрашивал: их генераторы по умолчанию еще в разгар сочинских Игр зарезервировали для Крыма, и только потом стали договариваться. «Местные чиновники говорили примерно так: мы все равно твои машины заберем! И ты либо будешь патриотом и героем, если отдашь их нам добровольно, либо – нехорошим человеком, если начнешь препираться», - так сегодня описывают РАПСИ суть диалогов с представителями государства некоторые их непосредственные участники (оговоримся, что представители компании «НТТ-Центр» отказались комментировать данную историю на любых условиях).
На войне как на войне. С другой стороны, для подобного стиля ведения бизнеса сейчас в ходу понятное даже грудным младенцам слово «отжать». Но кто решится воевать с системой? Правильно – никто. Вот и бизнесмены-частники сильно возражать не стали, тем более что первые обещания звучали красиво и убедительно.
Предварительное соглашение сторон было заключено 12 марта прошлого года, а уже спустя два дня началось подписание актов приема-передачи установок. Транспортировались генераторы частично за счет номинальных владельцев, частично – за счет «Кубаньэнерго». И это тоже было сделано от безысходности: дееспособных органов российской власти («вежливые люди» и «зеленые человечки» не в счет) в Крыму еще не было, поэтому специализированные транспортные компании ехать на полуостров попросту отказывались.
Просьба краснодарских энергетиков была, таким образом, исполнена.
Слово «номинальных» чуть выше появилось не случайно. Большая часть ДГУ специально под реализацию сочинского проекта была взята «НТТ-Центром» в аренду у третьих лиц, не только российских, но и зарубежных (в частности, голландских и египетских). А за границей, напомним забывчивым, присоединение Крыма, мягко говоря, не одобрили. Поэтому, передавая генераторы в Крым, «НТТшники» сильно рисковали не только собственной репутацией, но и возможными неустойками по соглашениям с партнерами.
К слову, меньшую часть арендованных на стороне ДГУ сотрудникам «НТТ-Центра» в итоге (и через много месяцев) удалось вернуть первоначальным хозяевам. Большая оказалась в совершенно чужих руках, где пребывает и поныне.
Свободное падение
Весной 2014 года поставщики генераторов все еще надеялись, что их затраты будут оперативно компенсированы. Как же! Мы же в самые сжатые сроки выручили партнеров из «Кубаньэнерго», и наш Крым, даже если соседи сподличают, без света и тепла не останется!
К тому же на одном из совещаний в Министерстве энергетики РФ чиновники вместе с представителями ОАО «Россети» объявили, что уже готовится специальное распоряжение Правительства РФ о выделении бюджетных средств на оплату аренды и выкуп переданных в аренду ДГУ.
В апреле 2014 года частным поставщикам генераторных установок пришло письмо из Минэнерго РФ с требованием оценить стоимость перебазированного парка генераторов. Данные оперативно предоставили: бюджет мероприятия конкретно «НТТ-Центр» оценил в 1,27 млрд. рублей. На тот момент (при курсе $1 = 32-33 рубля) оплата данной суммы не гарантировала бизнесменам больших прибылей, но позволяла сделать проект безубыточным. Тоже хлеб.
«Все они наивно полагали, что вот-вот произойдет логическое завершение, и оборудование действительно полностью выкупят», - рассказал РАПСИ на условиях анонимности источник, причастный к переговорному процессу.
Тем временем арендную плату за уже поставленные генераторы коммерсантам перечислять никто не торопился. Полноценный договор аренды так и не был подписан (только предварительный, о намерениях заключить договор – все с тем же «Кубаньэнерго»).
По мнению юристов, владеющих ситуацией, полноценное соглашение и не было нужно. Дело в том, что в подписанных мартовских актах приема-передачи генераторных установок содержались все существенные условия такого соглашения – например, перечень оборудования и размер арендой платы за пользование им. То есть и де-факто, и де-юре договоренность действовала, причем с марта.
С приближением лета тон общения с контрагентами поменялся: с торопливо-предупредительного на вязкий и безразличный. Проблема начала тонуть в череде совещаний и служебной переписке. «Кубаньэнерго» поначалу ссылалось на неторопливость, ни много ни мало, российского Правительства, которое все еще «изыскивает источники финансирования данных арендных комплексов».
Стало очевидно - говоря на языке ресторанных официантов, кое-кого попросту обносят. Или «кидают».
Нашлось объяснение и неожиданной несговорчивости «Кубаньэнерго». Ибо чуть раньше, в середине апреля прошлого года, выяснилось, что оборудованием «НТТ-Центра» распоряжалась уже совсем другая команда - из ОАО «Мобильные ГТЭС» (далее – МГТЭС), также аффилированного с «Россетями».
Решение об этом, как рассказывают некоторые участники энергетического рынка, принималось кулуарно. Где-то в начале апреля на совещании в «Россетях» руководство головной компании пришло к заключению, что МГТЭС эффективнее «Кубаньэнерго» справится с обеспечением Крыма резервными источниками электроэнергии. К тому же у назначенных «эффективных энергетиков» на балансе уже есть 17 мобильных газо-турбинных электростанций совокупной мощностью 382,5 МВт. Предполагалось, что уж эти люди с резервными мощностями обращаться априори умеют.
Монополизм, вопреки утверждениям некоторых экономистов, это не всегда плохо. В ситуации, которая буквально в любой момент из просто напряженной может стать взрывоопасной, резервные энергетические мощности действительно разумно концентрировать в одних руках.
«Кубаньэнерго» после этого в очередном письме сообщает «НТТ-Центру», что арендный договор (как мы уже убедились, совершенно лишний) следует заключать с МГТЭС. Эта компания была поначалу не против, но потом необъяснимо изменила позицию, предложив подписать с бизнесменами уже договор ответственного хранения.
Согласитесь, у топ-менеджеров МГТЭС здоровый взгляд на бизнес: не мы вам заплатим за использование вашей техники, а вы нам – за ее ну очень ответственное хранение.
Подобное развитие событий ни на йоту не приблизило владельцев генераторов к решению финансовых проблем. К тому же вскоре выяснилось, что оборудование «пошло по рукам» - оно было передано на баланс Минтопэнерго Крыма, а чуть позже, при помощи регионального МЧС – роздано доброй сотне конечных потребителей.
Искать, где физически находятся генераторы, выяснять, кто и как их собирается подключать и обслуживать (а многомиллионные машины ведь надо было еще и застраховать!) стало во сто крат труднее.
Круг замкнулся.
Деньги к деньгам
Тем временем долги «НТТ-Центра» росли как снежный ком, который медленно скатывается в оттепель с горы. Но к исходу лета прошлого года, показалось, свет в конце тоннеля для столичных энергетиков все же забрезжил.
Федеральное Правительство 31 августа 2014 года выпустило долгожданное распоряжение №1439-р. По нему «на возмещение затрат по восполнению аварийного резерва дизель-генераторных установок, обеспечивающих надежность электроснабжения социально значимых потребителей Российской Федерации при прохождении отопительного сезона 2014-2015 годов, в связи с перебазированием соответствующих мощностей в Крымский ФО» выделялось 2,24 млрд. рублей.
Другой транш, в размере 2,91 млрд. рублей, предназначался на «возмещение затрат на перебазирование, размещение и ввод в эксплуатацию мобильных газотурбинных электрических станций в Крымском ФО, обеспечивающих надежность энергоснабжения объектов военной инфраструктуры Черноморского флота РФ и структур жизнеобеспечения населения Крымского ФО».
Почему мы цитируем этот короткий документ дословно и почти полностью? Хотя бы потому, что в день его официального опубликования сотрудники «НТТ-Центра» и их деловые компаньоны должны были где угодно занять наличность, но устроить себе большой банкет. Вот он – конец их полугодичных мытарств! Скоро бизнес вновь станет бизнесом, со всеми радостями типа прибылей и премий, без печалей типа убытков и многомиллионных судебных исков!
Не тут-то было. Более 5 млрд. бюджетных рублей никто так толком и не увидел. Стенограммы августовских совещаний в Минэнерго Крыма, по крайней мере, дают какое-то понимание, что их участники были как бы и не в курсе, что распоряжение Белого Дома №1439 уже существует в природе! Характерный пример - 22 августа тогдашний глава Минэнерго Крыма Сергей Егоров (был отправлен в отставку 24 ноября текущего года из-за неудовлетворительной ситуации с энергообеспечением полуострова в режиме ЧС – прим. РАПСИ) в письме министру Александру Новаку сообщает: в бюджете Крыма и Севастополя отсутствуют средства на компенсацию расходов собственникам генераторных установок, при этом рассчитанная субсидия на такую компенсацию составляет 2,23 млрд. рублей.
Какое совпадение! Это почти та же сумма, что прописана в распоряжении Правительства от 31 июля и стоит в графе «на возмещение затрат по восполнению аварийного резерва дизель-генераторных установок».
На что именно в итоге были (и были ли) потрачены пять с лишним миллиардов рублей – пока загадка. Официальный представитель Министерства финансов РФ в ответ на запрос РАПСИ сообщил – в середине августа 2014 года эти деньги в рамках бюджетных процедур были переданы на баланс Минэнерго РФ. А вот кто именно стал конечными получателями средств, в ведомстве Антона Силуанова ответить затруднились, посоветовав официально обратиться в энергетическое министерство.
По этому вопросу, если верить официальному сайту Минэнерго РФ, ведомство вслух никогда не высказывалось. Официальные представители ОАО «Мобильные ГТЭС» и ПАО «Кубаньэнерго» на запросы РАПСИ в установленный законом срок не ответили.
Пока официальные ответы не получены, мы вынуждены исходить из неофициальной информации. По версии некоторых непосредственных участников событий, деньги поделили между собой (хоть и не в равных пропорциях) госпредприятия - «Россети» и ее «дочки». Часть средств, просветили источники, через спешно организованный тендер было направлено на поставку новой партии дизельных установок общей мощностью около 100 МВт. Прочим компаниям, уже месяцы ожидавшим, что с ними расплатятся за давно поставленные мощности, оплата до начала зимы прошлого года не поступила даже частично.
Масштабные отключения электричества в самом начале зимы уже произошли, и даже солидное финансирование из госбюджета (а знакомые с ситуацией участники энергетического рынка в один голос утверждают, что этих денег в ценах прошлого года с лихвой бы хватило для организации и постоянного обслуживания полноценного парка резервных мощностей) никак на ситуацию не повлияло.
Все сначала
Косвенным подтверждением того факта, что деньги из бюджета делись куда-то не туда, стало появление на свет 9 декабря 2014 года второго распоряжения Правительства РФ, за номером 2502. Буквально на те же цели – возмещение затрат на закупку дополнительных дизельных мощностей и финансирование присоединения установок и их регулярное техобслуживание – кабинет министров выделил еще 2,14 млрд. рублей.
По данным Минфина РФ, и в этом случае деньги ушли в федеральное Минэнерго.
Процесс, как показалось, пошел. По нашим данным, за 11 месяцев текущего года оборудование частных поставщиков генераторов было властями выкуплено. У всех, кроме самого крупного поставщика – «НТТ-Центра».
Мы обратились за информацией о деталях купли-продажи данного оборудования к компаниям, получившим оплату. От официальных комментариев их представители отказались, однако в неофициальных беседах сообщили, что остались недовольны условиями сделки с государством, а пошли на нее лишь с целью получить хоть какие-то деньги и зафиксировать убытки.
Да, рубль за это время был девальвирован в два раза. Да, перечисленные компании не имели таких мощностей, как были предоставлены «НТТ-Центром». Да, бизнесмены, скорее всего, на выходе получили, действительно, лишь убытки. Бесспорно другое: с одними отчего-то полностью рассчитались, с другими – отчего-то нет.
Справедливости ради, следует отметить, что в рамках декабрьского распоряжения Правительства РФ «НТТ-Центру» удалось реализовать 6 ДГУ (из 114-ти), забрать и вернуть иностранным собственникам еще 10 установок. Остальные несколько десятков мощных генераторных станций так и стоят где-то на полуострове, у конечных потребителей.
Именно стоят: по данным РАПСИ, до 80% ДГУ не подключены, должным образом не обслуживаются, и многие месяцы находятся под открытым небом, приходя в негодность.
Дизель-генераторная установка – машина нежная, держать ее неприкрытой на свежем воздухе это все равно, что выставить под дождь системный блок персонального компьютера. Длительное хранение оборудования без консервации и эксплуатации приводит к накоплению воды (из-за конденсата) в масляном картере двигателя и топливном баке, отложений в картере и фильтрах и т.п. А эксплуатация без замены масла и фильтров это прямой путь к быстрому износу и выходу из строя двигателей, то есть к очень дорогому ремонту. Работы же по замене специализированных расходных материалов и масла до настоящего момента не выполнялись. Было некем, да и не на что.
Однако распорядителей чужого имущества все это ничуть не смущало.
Этой осенью руководство Крымского Минтопэнерго, чуя беду, начало принимать меры. В середине ноября – буквально накануне блэкаута - министерство провело конкурс на техническое обслуживание уже поставленных в республику дизель-генераторных установок. Всего с период с марта по июль 2014 года из России было перевезено порядка 1500 ДГУ общей мощностью (по различным оценкам) от 250 до 400 МВт. Для справки: это примерно половина от потребности в электроэнергии всего региона.
Соглашения предусматривали проведение технического обслуживания порядка 900 дизель-генераторов (или 60% от всех перебазированных). По неофициальной информации представителей республиканского Минтопэнерго, оставшаяся часть ДГУ (более 500 штук) была за это время попросту расхищена или полностью пришла в негодность из-за неправильной эксплуатации.
Подрядчики должны были приступить к выполнению работ сразу после подписания договора и в срок до 20 декабря. Договором был предусмотрен аванс 30%.
Победили на этом тендере 8 компаний, в том числе и «НТТ-Центр». Из-за тяжелой ситуации всем им было предложено незамедлительно начать работы, не дожидаясь перечисления авансов. Мы это все уже проходили, не так ли?
Тем временем назначенному крайним за местные энергетические безобразия министру Егорову спешно подобрали достойную смену. Пост заняла советник главы Крыма Аксенова по энергетике Светлана Бородулина. Одним из первых ее решений, правда, стало увольнение замминистра Евгения Демина, который управлял проектом по проведению техобслуживания установок и проводил конкурс.
При этом сначала новый министр заинтересовалась скорейшей реализацией проекта по ТО. Очевидно, что данная работа была крайне необходима в регионе, и подрядные организации, которые мобилизовали порядка 150-200 человек квалифицированных сервисных специалистов для выполнения работ в максимально короткие сроки, могли существенно переломить ситуацию с дефицитом электроэнергии в Крыму. На совещаниях были вновь обещаны авансы компаниям-победителям: на что-то ведь им надо было закупать расходные материалы, те же фильтры и машинное масло?
Рассказывают, что большую озабоченность Бородулиной вызвал факт того, что в среднем из осмотренных подрядчиками на тот момент нескольких сотен ДГУ подключёнными являются менее 25%, а исправно работает - менее 20%.
Подрядные организации выразили готовность одновременно с проведением ТО и запусков в срочном порядке осуществить оперативные подключения всех неподключенных ДГУ своими силами и с использованием своих материалов, если такая задача будет поставлена руководством министерства.
Но дальше произошло труднообъяснимое событие. В первых числах декабря сервисных специалистов подрядных организаций перестали допускать к установкам. Вообще. Представители «Крымэнерго» сослались на… распоряжение Бородулиной. Подрядчики снова пошли на поклон к министру, однако внятного ответа (на момент написания этого материала) не получили.
Что могло стать причиной диаметрально противоположного по смыслу решения? Неужели высокое руководство вдруг осознало риск того, что подрядные организации могут документально засвидетельствовать реальное положение дел с мобильными генераторами? Ведь из всего перебазированного в Крым парка установок к декабрю была подключена и готова к работе только пятая часть, тогда как по неоднократным заявлениям властей региона и федерального министерства все перевезенные в регион станции были давно готовы к работе.
Неофициально сотрудникам подрядных организаций было сказано: министр решила отменить результаты тендера и все работы срочно остановить. Дескать, сейчас прорабатывается вопрос создания совершенно новой подрядной организации, на которую должен быть замкнут весь объём работ и по вышеупомянутому конкурсу, а также последующие работы по сервисному обслуживанию и ремонтам, поставкам запасных частей и ГСМ. Проще говоря, как бы решено произвести на свет еще одного монополиста.
Не хочется верить, что новое руководство Минтопэнерго Крыма осознало, насколько большим может быть «кусок пирога», и решило сразу воспользоваться ситуацией (тем более что финансовые средства на ТО были, по словам экс-замминистра Демина, забронированы на счетах). Крайними, как водится, стали жители региона и его инфраструктура, которые остро нуждаются в электроснабжении. Ведь выходит, что все срочные работы могли быть остановлены только ради того, чтобы завести их на подконтрольную структуру.
Сухой остаток: все это означает, что до 80% дизельных генераторов, которые многие месяцы назад были поставлены в Крым, во время блэкаута простаивали без дела, и в случае нового блэкаута (а мы помним, что керченский энергомост в эти дни как минимум один раз уже серьезно ремонтировался) снова могут оказаться лишь бесполезным железным хламом.
Два вопроса властям Крыма
Почему в контексте непростой ситуации с энергообеспечением целого федерального округа мы обратили внимание на судьбу бизнеса отдельно взятой компании «НТТ-Центр»?
Все очень просто. Пример мытарств этой структуры прекрасно иллюстрирует манеру ведения дел на некоторых участках системы государственного управления в целом. Бизнес измотан назойливым вниманием десятков проверяющих органов и порой нелогичными требованиями чиновников на местах. Об этом в ходе недавнего Послания Федеральному собранию говорил президент РФ Владимир Путин.
Но в случае с «НТТ-Центром» можно выделить другую тенденцию. Поставить под вопрос существование даже устойчивой в рамках отдельной отрасли коммерческой структуры (говоря проще – разорить ее) можно обычным волюнтаристским решением какого-то госуправленца, который по неизвестным причинам решил, что некто (в нашем случае – целые госпредприятия) имеет полное право не платить по взятым обязательствам.
Перекладывание ответственности с одной компании на другую в описанной нами выше цепочке – лишь способ эту самую ответственность максимально размыть. А заодно - предельно затруднить поиск и наказание конкретных виновных.
Особенно цинично все это выглядит в контексте того, что огромные бюджетные деньги на организацию резервного энергоснабжения выделялись Правительством РФ дважды только в течение одного полугодия. Одним в итоге заплатили, другим – нет.
Начиная с марта прошлого года на Крымский полуостров в кратчайшие сроки были поставлены все необходимые мощности для полноценного резервного обеспечения людей и предприятий электроэнергией. Выделялись большие деньги на подключение и регулярное обслуживание этих мощностей.
Однако на деле до 80% современных импортных дизель-генераторных установок гниют под открытым небом. При этом многие местные предприятия сейчас, глядя на все это безобразие, завозят резервные ДГУ «под себя» и, естественно, за свой счет.
По федеральным каналам ТВ и во многих СМИ буквально накануне спровоцированного украинской стороной тотального отключения электричества (да и после него) раздавались и раздаются исключительно победные реляции. Со слов чиновников (и, очевидно, в их ежедневных отчетах перед собственным начальством), в республике все хорошо. Отдельные репортажи и записи очевидцев в соцсетях говорят ровно об обратном.
Недавно глава администрации президента РФ Сергей Иванов, комментируя ситуации с затягиванием реконструкции аэропорта Петропавловска-Камчатского и космодромом «Восточный», назвал происходящее там саботажем. Чем же, как не саботажем - то есть злостным преднамеренным расстройством или срывом работы при соблюдении видимости ее выполнения - можно объяснить то, что уже почти два года происходит с энергоснабжением Крыма? Разве что еще обыкновенной глупостью.
Именно эти два фактора в данном глобальном вопросе, пользуясь языком шахмат, пока и начинают, и выигрывают.
РАПСИ продолжит следить за ситуацией вокруг обеспечения энергетической безопасности Крымского Федерального округа