РАПСИ начинает новый проект, посвященный исследованию истории прав разных категорий жителей нашей страны. 

Сегодня защита прав россиян стала одной из главных задач государства, которой с каждым годом уделяется все больше внимания. В этом вопросе Россия соответствует стандартам ведущих стран мира, где права человека стали профильным объектом национальной политики и международных отношений. 

В последние годы акции по отстаиванию прав национальных меньшинств, женщин, детей и др. становятся ведущими темами гражданской активности, точкой консолидации. Права – это политика нового века. 

Поэтому сегодня как никогда важно разбираться во всех тонкостях правовых вопросов, знать историю их возникновения, развития, причины проблем и последствия, к которым они приводили. Только обладая такими всесторонними познаниями, можно не опасаться занять неправильную сторону, непреднамеренно нарушить чьи-то права или позволить ограничивать свои. 

События столетней давности изменили не только политическое устройство, но и колею экономического развития нашей страны. Именно те годы можно считать рождением современной правовой системы в России, тогда была озвучена задача уравнять права всех граждан и начались обсуждения проектов достижения этой цели. 

Кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко в серии своих исследовательских материалов расскажет о том, как революционные события изменили правовой статус россиян. 

Для этого он произвел исторические расследования, включающие системный анализ того, как менялись права разных категорий жителей страны (крестьян, женщин, детей, рабочих…), кому и почему было выгодно ограничивать их права и какие интересы преследовали борцы за то, чтобы они получили определенную часть прав. 

Кульминация этих расследований приходится на 1917 год, однако автор сумел протянуть нити причин и последствий из этого исторического клубка перемен в обе стороны: от момента зарождения Руси до второй половины ХХ века. 

Читайте важную, неожиданную и всеобъемлющую информацию о правах человека в России на нашем сайте в постоянной рубрике «Правовые расследования РАПСИ». 

Введение

Вся история цивилизованных государств – это история расширения прав человека, это рост степени защищенности этих прав. Построение правового государства – идеальная цель для всех обществ. О такой цели говорится и в российской Конституции. Если коммунизм оказался утопией, то контуры правового государства уже реально видны в практике наиболее продвинутых стран. Стало быть – это идеальная, но и реальная, достижимая цель. 

Собственно, какого-то качественного скачка в переходе к правовому государству, видимо, и быть не может. Эволюционные количественные изменения постепенно приближают разные государства к тому, чтобы называться правовым.

В одном из самых первых исторических памятников права, в Законах Хаммурапи, появившихся почти четыре тысячелетия назад, говорится о цели их создания: «чтобы сильный не притеснял слабого». В этих словах, пожалуй, максимально удачно выражено высокое предназначение права: защищать слабых от более могущественных, предоставить им ненарушимые права и оградить их от произвола сильных. 

Именно этим, видимо, и отличается человеческое общество от остального животного мира, где царит культ силы, где выживает сильнейший и где «обижать слабых» - есть норма жизни. И чем более надежно защищены «слабые», т.е. большинство населения страны, тем более гуманным, именно «человеческим» можно называть это государство. 

Исходя из преамбулы Законов Хаммурапи и других первых сводов законов человеческого общества логично, наверное, утверждать, что уже в самых первых писаных законах, созданных человеком разумным, запечатлена мечта о правовом государстве. Но путь к нему оказался очень долгим.

В России люди полностью были уравнены в правах ровно сто лет назад – в результате Февральской революции. От первого свода законов - «Русской правды» - прошло тысяча лет. 

До 1917 года трудно говорить о правах человека в России обобщенно, «в среднем», так как общество было четко разделено на сословия, объем прав которых сильно отличался друг от друга. Нам ничего не даст выведение «средней температуры по больнице», если мы будем рассматривать совокупно, скажем, права крестьянина и боярина, казака и разночинца, дворянина и купца. Сословий и категорий населения в России было множество: холопы, дворяне, священники, работные люди, свободные хлебопашцы, городские обыватели, мещане, почетные граждане, солдаты, инородцы, офицеры…, были даже «гулящие люди», и все они различались именно по сумме своих прав. И сословное деление российского общества сохранялось на протяжении веков – до 1917 года.

Таким образом, синтез этой проблемы для дореволюционной России естественным образом затруднен. И потому тем более возрастает значение анализа, т.е. исследования составных частей вопроса. Объективно, есть необходимость исследовать вначале эволюцию правового положения каждого сословия и каждой категории населения России и вычленить в нем то, что в узком смысле относится к проблеме «права человека и их защита». Интересно проследить процесс сближения объема прав различных групп народонаселения до момента ликвидации сословий, т.е. до слияния всех людей, проживавших постоянно в нашей стране, в общую категорию «граждан России».

Разумеется, рассматривая эволюцию прав представителей разных сословий в России, мы не можем измерять эти права меркой Всеобщей декларации прав человека. Это было бы недопустимой модернизацией. Человеческое общество пришло к разработке и принятию такого документа только в 1948 году, после многих веков рабства, бесправия, насилия, угнетения и страшных кровопролитных войн без правил. 

Но опираться на данную Декларацию, в которой сформулировано современное понимание прав человека, нам придется: ведь там прописан весь мыслимый набор неотъемлемых прав человека. Это будет нашей точкой отсчета и абсолютным критерием. Мы будем отслеживать приближение объема прав каждого сословия в России к этому максимуму.

Представляется, что вполне обоснованно начать наше расследование с рассмотрения правового положения самого многочисленного слоя населения страны – крестьян, составлявших большинство сословия «сельских обывателей». Именно здесь мы наблюдаем наибольшую динамику и диапазон изменений прав человека: от свободных крестьян с общинным самоуправлением до полностью бесправного крепостного холопского состояния и затем – до положения полноправного гражданина Российской республики в 1917 году.


*Первый материал правовых расследований читайте на сайте РАПСИ 12 сентября