В последнее время очень много дискуссий о всевозможных митингах и других публичных мероприятиях, с лозунгами «за», «против» или «просто обидно». Порой даже сами организаторы забывают истинные цели таких мероприятий. Но сейчас не об этом, а о простом человеке с улицы, который попал на такое мероприятие. Организаторы, по крайней мере, знают, зачем и для чего они проводят такое мероприятие, а простой участник не всегда может понимать повод и конечную цель всего действа. Также организаторы вполне себе осознают и последствия этих публичных мероприятий, что не всегда справедливо для рядовых участников и случайных людей, оказавшихся в этом месте.
Так вот я предлагаю затронуть варианты последствий того, во что может вылиться участие простого человека в митингах или демонстрациях, и какие могут быть правовые последствия.
Начать нужно с того, что обычно у организаторов мероприятия и властей могут быть совершенно разные взгляды на то, санкционирована или нет данная акция. Оставим в стороне теоретические рассуждения об уведомительном характере всех публичных мероприятий, конституционном праве граждан на мирные собрания – это отдельная тема для глубокого анализа и обстоятельного разговора.
Давно прошли те времена, когда, увидев большое скопление людей, можно было сделать однозначный вывод – выбросили дефицит и надо срочно занимать очередь… Сейчас скорее придет мысль о каком-нибудь празднике, презентации или дегустации. Вполне возможно, именно так и будет, но может оказаться, что это «праздник» и «презентация» политических сил и предложение «дегустации» политических идей. Придутся ли эти идеи по душе и по вкусу, каждый решает для себя сам. Но знать, что может быть на таком мероприятии и особенно после, стоит каждому.
Про общие принципы уважения окружающих и соблюдения правил приличия напоминать смысла нет, но иногда они могут сыграть и злую шутку. В последнее время не редки случаи, когда люди вступались за честь и достоинство других граждан, в том числе пожилых, и в итоге сами оказывались в суде.
Но самое главное правило на таких мероприятиях, как, впрочем, и во множестве других случаев – не вступать в конфликт с сотрудниками правоохранительных органов. Если сотрудники полиции заявляют, что мероприятие не санкционированное, то и нужно считать, что так и есть. И совершенно неважно, что спустя несколько дней, а может быть, месяцев или лет организаторы в суде докажут, что запрет был незаконным и митинг следует считать абсолютно легальным. Полицейские действуют именно здесь, именно сейчас и именно так, как им поступила команда «сверху».
Сотрудники полиции могут задержать любого гражданина, который, по их мнению, не подчиняется законным требованиям. Причем таким требованием может быть и «просьба» покинуть данное место. Существует некоторая иллюзия, что «вот я стою, никого не трогаю, ничего не делаю и ничего не нарушаю», и поэтому меня задерживать не за что. На самом деле это не так, и если на неоднократные требования покинуть какую-либо территорию гражданин не реагирует, то фактически это можно рассматривать как административное правонарушение. И тогда сотрудники полиции имеют вполне законное право задержать, сначала на три часа до выяснения личности, а затем и на более длительный срок – до 15 суток.
За это время может произойти все что угодно. На работе могут засчитать прогул без уважительных причин и уволить, ваш самолет, направляющийся к теплому морю, улетит без вас. И вообще, за это время может произойти масса всевозможных событий. Но если новости можно будет узнать и потом, а новый блокбастер не потеряет, если его смотреть не в премьерный показ, а чуть позже, то проблемы с работой, контрактами и поездками просто так не решить.
После увольнения с работы за прогул можно долго судиться и вполне возможно даже добиться решения в свою пользу, но сколько это займет времени и сил. Поездка на отдых скорее всего пропадет, ведь вряд ли страховка от невыезда будет покрывать случай задержания как страховой.
Так что, уважаемые сограждане, решайте сами ходить или не ходить на публичные мероприятия. По крайней мере, делайте сами свой сознательный выбор.
Александр Глушенков