Местные советы все же отказываются от идеи открытия окружных судов (предтеча арбитражей — прим. ред.), в которых планировалось рассматривать сложные экономические дела профессиональными, а не народными судьями. Декрету не помогла даже протекция министра юстиции, отмечающего, что именно сейчас назрела острая необходимость в открытии судов, которые могли бы защищать интересы предприятий, банков и казны. Однако районные власти сочли действие закона преждевременным, а народные судьи выступили против конкуренции со стороны арбитража. Собрание решило, что и уголовные, и гражданские дела должны рассматривать судьи из народа, и ходатайствует о приостановлении декрета об открытии арбитражей на всей территории России.
РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 31 мая 1918 года*.
Москва на военном положении
В «Известиях Ц. И. К.» за подписью Ленина и Троцкого опубликовано:
В виду обнаруженной связи московских контр-революционных заговорщиков, в центре которых стоят правые с.-р., с восстанием погромных банд в Саратове, мятежом казачьего генерала Краснова на Дону и восстанием белогвардейцев в Сибири, а также в виду разнузданной агитации контр-революционеров, стремящихся использовать продовольственные затруднения народа в интересах восстановления власти капиталистов и помещиков, Совет Народных комиссаров постановляет: объявить Москву на военном положении. На Муралова возлагается обязанность принять все вызываемые обстоятельствами чрезвычайные меры в интересах поддержания революционного порядка.
Приказ Муралова
В виду объявления военного положения в Москве комиссар Московского военного округа Муралов объявляет: все бывшие офицеры до 60 лет должны в трехдневный срок зарегистрироваться в районных комиссариатах. За неисполнение этого приказа виновные подвергаются штрафу в 3.000 рублей или аресту на три месяца.
В течение 24 часов должны зарегистрироваться в книгах домового комитета все граждане, проживающие в Москве. За неисполнение этого виновные подвергаются штрафу 3.000 рублей или трехмесячному тюремному заключению. Тому же подвергаются и ответственные лица по домовым комитетам.
Легковое автомобильное движение прекращается. Все легковые автомобили должны быть заявлены на учет в чрезвычайную комиссию по борьбе с контр-революцией. Незаявленные автомобили конфискуются.
Огнестрельное оружие должно быть сдано или заявлено на учет в ту же чрезвычайную комиссию. Лица, утаившие огнестрельное оружие или пользующиеся поддельными документами подлежат немедленному расстрелу. Тому же подлежат бандиты, грабители, взяточники и все призывающие к свержению советской власти.
Митинги и собрания воспрещаются.
К открытию окружных судов
Вчера в международном совещании обсуждался вопрос об открытии окружных судов. Этот вопрос неоднократно ставился в порядке дня, но откладывался до обсуждения этого вопроса в районах.
Представители тех районов, которые успели уже обсудить этот вопрос, заявили, что открытие окружных судов признано ими несвоевременным. Против открытия окружных судов высказался также совет народных судей.
В защиту открытия судов выступил комиссар юстиции Крестинский. Он указал, что совершенно отбросить мысль об окружных судах нельзя, так как в особенности теперь, когда казна является владелицей многих предприятий и банков важно иметь суд, умеющий разобраться в сложных делах и отстаивать ее интересы.
Собрание большинством голосов отвергло проект окружных судов и признало, что все дела гражданские и уголовные должны рассматриваться в народном суде. Что касается совета народных судей, то он являетcя лишь кассационной инстанцией.
Собрание постановило приостановить действие декрета об открытии окружных судов, сообщив об этом центральной власти с предложением отменить декрет не только по отношению к Петрограду, но и к всей России.
(Новая жизнь)
В Москве
В связи с объявлением военного положения в Москве закрыта вечерняя газета «Наше время». Помещение редакции опечатано. Закрыта газета «Новости дня». Сообщают о закрытии также остальных вечерних газет. По распоряжению Советской власти закрыта утренняя газета «Наша родина», «Раннее утро», «Заря России». Сообщают, что будут закрыты все газеты, стоящие не на Советской платформе. В Москву доставлены и помещены в Бутырскую тюрьму Щегловитов, Хвостов и Белецкий. В последнюю минуту от имени Совета Народных Комиссаров выпущены три воззвания. В первом воззвании подробно рисуется продовольственное положение в стране и указывается на необходимость борьбы с деревенским кулачеством. Воззвание указывает, что единственное спасение, это забрать у деревенской буржуазии хлеб. С этой целью призывается крестьянская беднота к организации вооруженных отрядов, которые под руководством красноармейцев должны будут отнимать у деревенской буржуазии запасы хлеба.
В другом воззвании крестьян и рабочих Совет Народных Комиссаров призывает их к дисциплине, поднятию производительности труда, а также к организации армии. Третье воззвание направлено к трудовому казачеству Дона и Кубани. Казачество призывается стать под ружье для защиты революционных завоеваний для охраны социалистической Советской Республики. Этим воззванием мобилизуется трудовое казачество Дона и Кубани.
(Новая Петроградская газета)
Подготовил Евгений Новиков
*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены