В период между двумя российскими революциями вопрос о необходимости уравнивания женщин в правах с мужчинами вышел на государственный уровень. Однако принятые законодательные решения только усугубили проблему. О том, как возрастание роли женщин во всех сферах общественной жизни при сохранявшейся правовой дискриминации спровоцировало смену государственной власти, рассказывает в двенадцатом эпизоде истории прав женщин в России кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
К революции 1917 года Россия подошла с полностью нерешенным «женским вопросом». Законодательных актов, в которых бы женщины получили действительно равные с мужчинами права, в XIX — начале XX вв. так и не было принято.
Собственно, основной причиной революции и была неразрешенность многих вопросов в политической и правовой сферах. Реформистская модернизация государственного устройства страны не поспевала за нарастанием давления в «паровом котле российского самодержавия». Реформы лишь отчасти стравливали пар из этого «котла» — потому он и взорвался революцией.
Появление в России законодательного парламента — Государственной Думы — означал мощный рывок в процессе превращения абсолютной монархии в конституционную. Но такого рывка не последовало в предоставлении избирательных прав женщинам.
В Положении о выборах в Государственную Думу 1906 года были четко перечислены категории населения, лишенные избирательных прав: «6. В выборах не участвуют: а) лица женского пола; б) лица моложе двадцати пяти лет; в) обучающиеся в учебных заведениях; г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; д) бродячие инородцы и е) иностранные подданные».
Однако, как и в городовых положениях XIX века, некоторые женщины все же имели опосредованную возможность подать свой голос на выборах в Госдуму. Для этого им необходимо было обладать солидным недвижимым имуществом.
Прошедшие имущественный ценз все равно вынуждены были голосовать через доверенных лиц. Передать свою доверенность они могли только мужу или сыну. Если же женщина была незамужней или вдовой, то она, стало быть, лишалась и этой возможности принять участие в выборах депутатов парламента. Такое грубое нарушение прав законодатель даже не потрудился объяснить.
То, что в закон о выборах депутатов Госдумы перекочевали пункты о правах женщин из городовых положений, представляется нам ошибочным. В городовых положениях о выборах органов местного самоуправления еще можно обнаружить определенную логику, по которой владелец недвижимости любого пола принимал в них участие прямо или опосредовано. Здесь главным было не столько лицо, сколько «имущество», расположенное в этом городе и любой его владелец: мужчина, женщина, товарищество или акционерное общество — обладал правом голоса при избрании органов местного самоуправления.
Логика в том, что город представляет собой территорию, на которой размещены различные здания и сооружения, т.е. недвижимое имущество, и потому собственникам этой недвижимости и дано было право выбирать тех, кто будет управлять данной территорией. Фактически «голос имела» именно недвижимая собственность, а не человек. И потому-то здесь и участвуют женщины — собственники домов и других построек, так как им не все равно, кто будет решать местные хозяйственные вопросы на территории, где стоят их сооружения.
Но вводить голосование женщин «по доверенности» при выборах политического органа — парламента — представляется нам в чем-то очень отсталым и даже средневековым подходом. Не стоило экстраполировать принципы выборов управленческих хозяйственных органов городского и местного масштабов на выборы законодательной власти.
И потому не случайно, видимо, при обсуждении проекта закона о выборах в Государственную Думу, Совет Министров изъял статьи, позволяющие женщинам передавать свои голоса родственникам мужчинам. Данные изменения объяснялись тем, что «политическое право личное и не может быть передаваемо». Однако это мнение правительства не было учтено, и в законе о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 года осталась эта норма о доверенностях женщин.
Да и вообще само положение о голосовании женщин через посредство мужчин-родственников по доверенности кажется нам диким. Ведь в таком случае получается, что женщина, имеющая определенный имущественный ценз, имеет право голоса, но… не имеет права перешагнуть порог избирательного участка и проголосовать собственноручно. На каком основании существовал этот запрет?
Возможно, что здесь скрыто присутствовал старый тезис необходимости мужской опеки над действиями женщин. Ведь одно дело, если женщина сама распоряжается своим голосом и дает соответствующий наказ тому, кто это физически исполняет. Тогда ее сын или муж просто исполняют ее поручение. Но анализ доверенностей на участие в выборах в Государственную Думу, написанных женщинами своим мужьям и сыновьям, показывает, что мужчины в этом случае были свободны в своём выборе.
Очень часто в тексте такой доверенности присутствовала фраза: «Во всём законно учинённом по сей доверенности я тебе верю, спорить и прекословить не буду». Стало быть, в данном случае женщина не просто поручает кому-то физически исполнить ее волю, а передоверяет своим ближайшим родственникам мужчинам и само право выбора, т.е. именно доверенные лица сами и принимают решение, за кого голосовать. В этом мы и усматриваем слабо скрытую опеку или контроль мужчин за действиями женщин.
В 1906 году только в Великом княжестве Финляндском, входившем тогда в состав Российской империи, было введено женское избирательное право.
Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война, приглушившая вначале все виды общественных движений, затем объективно привела к возрастанию роли женщин во всех сферах хозяйственной, производственной и общественной жизни. Мобилизация мужчин на фронт, большие людские мужские потери на войне повлекли за собой увеличение удельного веса женщин-работниц на фабриках и заводах и на других рабочих местах.
Возникла потребность в большом числе сестер-милосердия и в работницах других женских профессий, связанных с обслуживанием нужд Действующей армии и тыла. В сельской местности в связи с гибелью многих кормильцев-мужчин всё чаще во главе хозяйства становилась женщина-вдова. Теперь у таких женщин община уже не отбирала земельный надел как ранее (надельными душами ведь по закону и по обычному праву считались только лица мужского пола), т.е. фактически произошло невольное расширение имущественных прав женщин-крестьянок.
Неудачи в войне способствовали складыванию в России предпосылок революции. Все тяготы войны тяжелой ношей ложились и на женские плечи. Активистки женского движения за равноправие все более склонялись к пониманию того, что без коренных революционных преобразований во всех сферах политического и правового устройства государства не могло состояться и радикальное решение «женского вопроса». Женщины-работницы все активнее включались в забастовочное и другие протестные движения.
Таким образом, борясь за свои права, женщины России были готовы включиться в революционные действия с целью решения всех общих назревших проблем. И не случайно Февральская революция 1917 года начинается в Международный женский день 8 марта с выступления женщин-работниц Петрограда.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 19 июня