Борьба со снегом и гололедом вынуждает власти выносить все более строгие распоряжения по борьбе с природными явлениями. Московские депутаты запрещают посыпать дороги солью, указав, что можно использовать только песок. Также постановление обязывает москвичей во время снегопада присоединяться к очистке улиц, даже если в их районе ситуация благополучная. Наказание за нарушение указа об уборке по-прежнему суровое: вплоть до ареста на 3 месяца.
РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 28 декабря 1918 года*.
Постановление президиума Московского Совета Раб. и Кр. Депутатов от 26 декабря 1918 г. Об уборке улиц и площадей от снега
1. Зимою, а ровно во время весенней и осенней гололедицы, тротуары должны быть ежедневно очищаемы от снега и льда и посылаемы песком после каждой очистки, а равно при утренней уборке.
Примечание 1. В случае выпадения снега или метели в течение дня, сметание снега должно быть производимо и по несколько раз в день, так, чтобы проход по тротуару был всегда свободен и расчищен.
Примечание 2. Сметаемый с тротуаров грязный снег и скалываемый с них лёд должны быть убираемы в кучи.
2. В случае накопления на улицах разбитого и рыхлого снега, затрудняющего движение, таковой должен быть сгребаем в кучи, причем, однако же, воспрещается обнажать поверхность мостовой на всём ее пространстве между лотками.
3. В продолжение всей зимы ухабы на улицах должны быть разравниваемы, а лотки очищаемы от рыхлого снега.
4. Весь снег и скол, сгребаемый с улиц, сметаемый с тротуаров и сбрасываемый с крыш домов, должен быть сгребаем в кучи или валы, которые должны находиться от лотка мостовой на расстоянии 1 аршина. Снежные валы должны иметь прорезы против ворот и входов в дома и иметь такую ширину, чтобы не стеснялось уличное и трамвайное движение.
Примечание 1. Расстояние между снежными валами или кучами на улицах, без трамвайных путей, должно быть не менее 3 саж., а на улицах с трамвайными путями на расстоянии не менее 1,5 саж. от наружной рельсы.
Примечание 2. В том случае, когда условия, изложенные в примечании 1-м, соблюсти невозможно, снег должен быть увозим немедленно после сгребания в кучи.
5. Скалывание лежащей под снегом коры запрещается.
6. Посыпать улицы, площади и тротуары солью запрещается.
7. Снег и лёд, грозящие падением с крыш, должны быть немедленно сбрасываемы.
8. При очистке крыш от снега и льда улица и тротуары перед домом должны быть загораживаемы к предупреждению проходящих и проезжающих. Сбрасываемый с крыш снег и лёд должны быть собраны в кучи.
9. С наступлением полного весеннего таяния снегов лёд на замощённых улицах должен быть скалываем. На шоссе скалывание льда воспрещается, поверхность шоссе должна быть лишь сметаема.
10. Снег, лёд, грязь и всякие нечистоты с улиц должны быть сваливаемы в места, указанные для сего Подотделом очистки города.
11. Независимо от мест, указанных в п. 10 предлагается свозить снег и скол в сады, огороды и пустопорожние места при владениях.
12. Отвозы снега, сгребаемого в кучи, производятся:
а) с помощью лиц, указанных в п. 19 внутрь владений (сады, дворы, палисадники, пустыри и пр.);
б) на трамвайных платформах;
в) с помощью лошадиного транспорта.
13. Наряды Транспортному Отделу на отвозку снега даёт Подотдел очистки города.
14. Оплата за работу своза производится теми организациями и лицами, которые непосредственно ведают очищаемой площадью.
15. Очистка улиц, площадей, набережных, мостов, тротуаров, бульваров и скверов от снега и льда производится под общим наблюдением Подотдела очистки города.
16. Очистка мостовой и тротуаров от снега и льда лежит в обязанности:
а) домовых комитетов — против муниципальных владений;
б) домовладельцев — против немуниципализованных владений;
в) администрации учреждений —против Советских владений, занимающих эти владения.
17. Очистка площадей, набережных, мостов в пределах каждого районного С. Р. и К. Д. лежит в обязанности Подотдела очистки данного района.
18. Обычная ежедневная зимняя очистка мостовых и тротуаров производится:
а) на площадях, набережных и мостовых особыми метельщиками, нанимаемыми районными Подотделами;
б) на мостовых и тротуарах против владений — дворниками, которые за это никакого добавочного вознаграждения не получают.
Примечание. Домовые комитеты муниципальных владений имеют право привлекать к очистке мостовых и тротуаров от снега и льда все мужское население от 18 до 45 лет.
19. В случае выпадения очень большого количества снега или образования на улицах ухабов, или при окончательной сколке снегового покрова к очистке привлекается все мужское население города от 18 до 45 лет в следующем порядке:
а) в первую очередь без оплаты труда весь нетрудовой элемент, т. е. лицо, не состоящее на службе;
б) во вторую очередь безработные, зарегистрированные на Бирже Труда, без различия профессий, но с оплатой труда по тарифным ставкам, установленным для чернорабочих;
в) в третью очередь без оплаты труда все население Москвы.
Примечание. Все упомянутые в п. 19 лица могут быть привлечены к очистке улиц и площадей от снега и льда вне пределов владений, являющихся местом их жительства.
(...)
24. Виновные в нарушении сего постановления подвергаются денежному взысканию в 10.000 рублей, с заменой при неуплате арестом до 3-х месяцев.
В Московском Революционном Трибунале. Дело о контрреволюционном заговоре
В московском Революционном Трибунале слушалось дело княгини А. И. Розен-Ланской (Оболенской) и бывших офицеров — А. В. Бонашевского, А. К. Подзина, Г. Н. Солнцева, А. Л. Колныня и других, по обвинению их в организации добровольческих отрядов, посылаемых в Новочеркасск на помощь Каледино-Корниловского отрядам. Главные виновники этого контрреволюционного заговора — американский гражданин Бари и Ланселот — скрылись. Часть завербованных Ланской офицеров также скрылась.
Обвиняемые не признали себя виновными и показали, что они после демобилизации армии в январе месяце прибыли с фронтов и в поисках заработка были завербованы агентами добровольческой армии в отряд. Главным свидетелем являлся бывший офицер, агент Каледина — Громов.
Громов показал, что он был завербован Ланской и послан в Новочеркасск к Каледину, откуда неоднократно прибывал в Москву для вербовки новой партии офицеров. В Москве было несколько таких вербовочных организаций. Во главе одной из них стояла Ланская, имевшая свою штаб-квартиру на Новинском бульваре, во главе другой стоял полковник Жилинский. Ланская снабжала завербованных офицеров деньгами, продовольствием и обмундированием. Финансировал организацию Бари. Подготавливались белогвардейские отряды офицеров для Москвы под предлогом домовых охран. После ареста Громова была открыта штаб-квартира Ланской, где были арестованы все обвиняемые офицеры. Все подсудимые офицеры принадлежат к трудовому классу и отбыли продолжительное заключение.
По окончании судебного следствия, не выслушивая прений сторон, Трибунал постановил всех обвиняемых простить, и дело о них прекратить, считая их жертвами иностранного капитала.
(Вечерние известия)
Подготовил Евгений Новиков
*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены