Между появлением Московского патриархата и вхождением в состав Русской православной церкви Киевской метрополии прошло более двух веков. Происшедшие за это время политические события всерьез затронули вопрос прав и гарантии свобод православных священнослужителей.

О практических, управленческих, технических и других причинах передачи Константинопольским патриархатом в ведение Москвы Киевской метрополии, включая епархии на территории Западной Украины, рассказывает в одиннадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Утверждение патриаршества на Руси не сняло проблему разделения некогда единой православной церкви на Московскую и Киевскую. Считается, что раскол произошел в 1458 году, когда папа Пий II издал буллу о разделении Киевской митрополии на верхнюю (Московскую) и нижнюю (Польско-Литовскую). Это случилось в тот момент, когда Константинополь склонялся к признанию главенства римского папы, а Москва это решительно не признавала.

После падения Константинополя в течение нескольких последующих лет турки завоевали Сербию, Болгарию, Грецию, Боснию. Православный мир терял свои исторические корни. Московская Русь все более отмежевывалась от старых христианских центров – Рима и Константинополя и укрепляла свою независимость в церковной жизни. В то время как киевская митрополия, продолжая общение с обоими центрами, разрывалась между Западом и Востоком.

Наступающая полонизация украинского общества угрожала полной потерей своей самобытности и даже переменой веры. Права православного духовенства повсеместно и во всех отношениях были попраны.

В 1569 году была образована федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Новое государственное образование получило название Речи Посполитой. В составе этого государства оказалось очень много русских людей и украинцев, исповедовавших православие. Их положение в правовом и религиозном плане существенно ухудшилось в результате такого преобразования.

Русское и украинское православное население еще в большей степени стало подвергаться правовой, этнической и религиозной дискриминации со стороны польской и ополяченной шляхты. Протест против притеснений выливался в периодически вспыхивающие восстания, одно из которых произошло в 1648 году под руководством Богдана Хмельницкого.

Среди повстанцев преобладали казаки, но в их рядах были и крестьяне, и мещане. Вначале восставшие одержали ряд серьёзных побед над польским войском и заключили с Варшавой Зборовский мирный договор, предоставивший казакам широкую автономию в рамках Киевского, Брацлавского и Черниговского воеводств.

Однако в последующем казаки стали терпеть неудачи. Нуждаясь в поддержке в освободительной войне украинского народа, Богдан Хмельницкий в 1653 году обратился за помощью к России. В октябре 1653 года Земский собор принял решение удовлетворить просьбу Хмельницкого и объявил войну Речи Посполитой.

В январе 1654 года в Переяславе состоялась Рада, на которой казаки и мещане единодушно высказались за единство с Россией и переход под «высокую руку» царя.

Война России с Речью Посполитой затянулась на 13 лет. Вначале русские войска действовали успешно и продвинулись далеко на запад, почти осуществив давнюю мечту русских властей – объединение всех восточнославянских земель вокруг Москвы и восстановление Древнерусского государства в его прежних границах.

Эта война сопровождалась расколом среди украинцев, приведшим к длительной гражданской войне, вошедшей в историю Украины под названием «Руина». Русско-польская война закончилась в 1667 году подписанием Андрусовского перемирия. Граница между сторонами пролегла по Днепру.

Позднее, в 1686 году между обоими государствами был подписан «Вечный мир», согласно которому за Русским царством признавалась вся Левобережная Украина с Киевом. Правобережная Украина оставалась под Польшей. Речь Посполитая за отказ от Киева получила 146 тысяч рублей. Власти Речи Посполитой также обязались предоставить православным свободу вероисповедания, а Российское правительство обещало их защищать.

Территориальное вхождение Киева в состав Русского государства естественным образом возродило вопрос о юрисдикции Киевской митрополии, продолжавшей оставаться в ведении Константинопольского патриархата.

В Константинополь к патриарху Иакову был отправлен посол-грек Захария Иванов с целью получить грамоту о передаче Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриарха. Патриарх Иаков отказался дать согласие без разрешения османского везира (это лишний раз показывало степень зависимости прежнего православного центра от власти турок-завоевателей).

Московское правительство однако не стало обращаться к везиру, и 8 ноября 1685 года архиепископ Луцкий Гедеон был возведён Московским патриархом Иоакимом на Киевскую митрополичью кафедру.

Тогда же в Константинополь отправились послы гетмана Самойловича Иван Лисица и дьяк Никита Алексеев с грамотами от Московского патриарха Иоакима и царей Иоанна V и Петра I с просьбой утвердить переход Киевской митрополии в юрисдикцию Москвы и подтвердить поставление митрополита Гедеона.

Послы обратились к находившемуся в Адрианополе великому везиру, который, стремясь сохранить хорошие отношения с Москвой, дал согласие на переход Киевской митрополии под власть Московского патриарха.

5 июня 1686 года Константинопольский патриарх Дионисий IV передал послам грамоты, адресованные царям, Московскому патриарху, гетману и Киевскому митрополиту, по которым он передавал Киевскую митрополию «на вечные времена» Московскому патриархату, подтвердив перед этим поставление митрополита Гедеона на Киевскую митрополичью кафедру.

Судя по тексту патриаршей грамоты, Константинополь согласился на такую передачу из нескольких соображений. Во-первых, Киев территориально был ближе к Москве, чем к Константинополю. Во-вторых, сообщение с Киевом было крайне затруднено для Константинопольского патриархата по многим причинам, главной из которых являлись частые русско-турецкие войны.

Всё это вместе взятое называлось на церковном языке «икономией», под которой понимались принципы принятия решения исходя из практической пользы, из удобства. Буквально в грамоте говорилось, что решение было принято «ради места паче мернаго отстояния и ради часто приключающихся посреди двух царствий брани».

Но кроме таких практических, управленческих и технических по своему уровню соображений, была, как представляется, и не указанная в тексте идея: Московскому патриархату Константинополь передавал еще одну митрополию, так как верил в то, что под этой эгидой надежнее сохранится православие на данной территории.

В другой части Украины польские власти усиленно способствовали распространению униатства. И это не могло не беспокоить Константинопольского патриарха: ведь каноническая территория Киевской митрополии включала и Правобережную Украину.

Однако власти Речи Посполитой, заключая Вечный мир с Россией, не стали препятствовать тому, что все православные епархии на территории Западной Украины также были включены в Киевскую митрополию, т.е. перешли в ведение Московского патриархата. Специальная статья этого договора подчеркивала, что все православное духовенство и миряне Речи Посполитой пребывают в юрисдикции Киевского митрополита, а, следовательно, и Патриарха Московского и всея Руси.

Таким образом, все канонические и юридические формальности были соблюдены, и Киевская митрополия влилась в состав Русской православной церкви Московского патриархата.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 5 марта.