Представители юридического сообщества, пожалуй, впервые поддержали инициативу об ужесточении наказания. Речь идёт о разработке законопроекта, который предлагает ввести более строгую ответственность за побег из-под карантина при сложной эпидемиологической ситуации. 

Подобные меры, считают опрошенные РАПСИ эксперты, отвечают интересам большинства и не могут считаться избыточными. Между тем, отмечают респонденты агентства, изменения закона по этому вопросу должны быть прозрачными и отвечать общественному мнению.


Инициаторы поправок предлагают уточнить статью УК РФ о «Нарушении санитарно-эпидемиологических правил» (статья 236) и установить наказание не только в случае массового заболевания, но и при возникновении реальной угрозы эпидемии. Санкция статьи предусматривает до 5 лет лишения свободы.

Побег из-под карантина

Государство должно максимально ответственно подойти к защите общественных интересов из-за пандемии вируса, отмечает юрист Александр Бурчук.

«Речь идёт о здоровье большинства населения и защите прав, установленных Конституцией. Введение дополнительной уголовной ответственности в данном случае полностью оправдано… Меры защиты населения без строгих запретов соблюдаться не будут», - подчеркивает собеседник агентства.

В качестве примера он приводит вирусную ситуацию в Испании, где вспышка заболевания произошла из-за игнорирования требований властей: «Мой коллега из Италии был поражен безответственностью испанцев, которые вышли на демонстрацию, приведшую к резкому росту числа заболевших».

Также Бурчук подчеркнул, что после последних распоряжений мэра Москвы Сергея Собянина правоохранительные органы стали охотнее идти на перенос следственных действий в случае, если фигуранты уголовного дела находятся в самоизоляции или прилетели из стран с зафиксированными крупными вспышками коронавируса.   

Прозрачность необходимости

Принятие более строгих чем административное наказание мер для людей, игнорирующих требования эпидемиологов, не являются излишним, полагает адвокат Сергей Купрейченко. По его словам, такие меры должны приниматься только в случае прозрачности законодательных инициатив и общественного контроля.

Однако адвокат подчёркивает, что жесткие, но не менее эффективные меры для борьбы с нарушителями карантина, могут быть применены и без уголовной ответственности, которая уже и так предусмотрена.

«Если речь о криминализации каких-то иных действий (за исключением действующей 236 статьи о нарушении санитарно-эпидемиологических правил - прим. ред.) и с иными последствиями, то она всегда должна быть результатом тщательной оценки ситуации и общественной дискуссии. Спешка в этих вопросах всегда чревата нарушением прав человека», - отмечает адвокат.

Причинно-следственная связь

Между тем некоторые адвокаты усомнились в необходимости поправок в УК ради сиюминутной потребности. 

Административное наказание и его неотвратимость, по мнению звщитника Владимира Жеребенкова, и так являются достаточными мерами по противодействию эпидемии и наказанию беглецам из-под карантина.

«Такие изменения не будут приниматься «на года». Зачем после окончания эпидемии будет нужна неиспользуемая поправка? Административный штраф и принудительное доставление – достаточные меры для уменьшения вирусной опасности», - оптимистично отмечает адвокат.   

Сложно доказать

Факт нарушения 236 статьи УК РФ, по словам адвоката Ивана Миронова, пока является сложно доказуемым.

«К нам обращаются некоторые лица, прилетевшие из стран с очагами вируса. Если человек, которому положена двухнедельная самоизоляция, покидает жилище и приехавшие врачи не находят его – на этом всё и заканчивается… Доказать причинно-следственную связь между самовольным выходом из дома и «массовое заболевание» в суде почти невозможно», - отметил Миронов.

По словам собеседника агентства, ужесточение ответственности за «самоволку» может быть обосновано при чрезвычайной ситуации и должно быть проведено с целым пакетом мер, если чиновники примут такое решение.     

Выбор самоизоляции

Большинство из опрошенных РАПСИ юристов выбрали самоизоляцию на время пандемии вируса. Остальные решили завершить текущие юридические дела, используя средства защиты и личный автотранспорт: они заверили, что решение об окончательном переводе своих сотрудников на удаленную работу они примут в ближайшее время.

Современное российское правосудие позволяет адвокатам и юристам работать удаленно, используя интернет-сервисы и общаясь с доверителями через социальные сети, отмечают опрошенные юристы и адвокаты.