Печать удивляется, что всеобщая мобилизация и трудовая повинность совсем не коснулась лишь одной профессии — юристов. Пресса отмечает, что юридическое образование лишь на первый взгляд может казаться устаревшей и не особенно актуальной наукой. На самом деле, юриспруденции необходимо обучить не только специалистов — народных судей и следователей, делающих порой нелепые ошибки, — но и широкие массы трудящихся, чтобы они могли разобраться во всех тонкостях издаваемых властями декретов, отмечают аналитики.
РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 21 апреля 1920 года.*
К использованию специалистов
Вышедший на днях номер 1 «Известий Главного Комитета по всеобщей трудовой повинности» невольно заставляет обратить внимание, что среди всякого рода специалистов, мобилизованных, милитаризованных или привлекаемых к трудовой повинности, нет только одного класса специалистов, именно- юристов, что в связи с ранее бывшими мобилизациями разный специалистов говорит за то, что это не случайность, а что, видимо, юристы не признаются государством необходимыми и ценными для него специалистами.
И в самом деле. В то время, как инженеры, врачи, техники и т. д. так или иначе привлечены к общему государственному строительству, юристы до сих пор остаются в стороне от него. На военной службе они служат в тех частях, к которым принадлежат по роду оружия, на гражданской в большинстве занимают должности, ничего общего с их специальностью не имеющие. С другой стороны, там, где должен сидеть юрист и подчас только достаточно опытный, сидят лица или без всякого юридического образования, или бывшие студенты-юристы. Такое игнорирование государством громадной массы специалистов может исходить разве только из предположения, что юристы менее других специалистов казались приспособленными к работе при новых условиях жизни. Правда, воспитанные на буржуазном праве, ныне совершенно уничтоженном, юристы прежней формации в первое время после октябрьской революции как бы лишились почвы и представляли из себя в большинстве выдохшимися мумиями - без духа и мозга. Но как бы отрицательно ни относиться к буржуазной науке, воспитавшей буржуазно-мыслящих юристов, все же нельзя не признать, что способность юридического мышления может быть присуща лишь специалистам-юристам, и что эта способность, направленная в желательную сторону, может быть использована и при создании нового права и при применении в жизнь уже действующего законодательства. И если в начале ещё могло быть сомнение в целесообразности привлечения юристов к государственному строительству, то опыт прошедших двух с половиной лет должен уже поверить в полную возможность этого без боязни, что буржуазно-юридический способ мышления может стать преградой к их творческой или чисто технической работе. Если удалось руками бывших царских офицеров создать крепкую Красную революционную армию, то возможно создание советского права и проведение его в жизнь опытом и знанием старых юристов. Если не все из них могут пользоваться родным доверием, чтобы вести ответственную работу, то, поставленные под надзор других, заслуживающих такого доверия, они все же принесут свою пользу.
А работы найдётся для всех. И не только в судебных учреждениях и юридических отделах. До сих пор юридические знания не входили в цикл считающихся необходимыми для широких масс, но жизнь заставляет признать другое. Сотни получаемых редакцией писем говорят о колоссальной потребности деревни и рабочих в знании основного советского законодательства. Многие запросы требуют не только разъяснения и толкования декретов и распоряжений, но и простого осведомления о существовании того или другого из них. Поэтому широкое ознакомление масс с основным законодательством хотя бы в области земельного вопроса, социального обеспечения, труда, семейного права, вопросов, связанных с отменой наследования, права собственности на недвижимости и т.п. является насущной необходимостью. Поэтому открытие в Витебске юридических курсов для рабочих нельзя не приветствовать и нельзя не пожелать устройства таких в обще-российском масштабе. Но жизнь требует также и от судей общих и специальных познаний. Обладание последними отнюдь не может стоять в противоречии с положением, что судьи выносят свои решения, руководствуясь революционным правосознанием, так как последнее может только в лучшую сторону корректироваться юридическим образованием.
Учение о воле, о вменении, изучение основ уголовного права избавило бы суд от таких ошибок, как присуждение малолетних и несовершеннолетних за пустяковые проступки к 3 годам тюремного заключения и даже к 15 годам принудительных работ. Едва ли нужно говорить, что отчасти техническая работа судебных следователей требует безусловно юридической подготовки, специальных познаний и навыка.
В 1918 году в Москве при Социалистической академии были организованы курсы для народных судей, и пишущему эти строки, как читавшему на этих курсах лекции, приходилось из собеседования с курсантами констатировать далеко не полную осведомленность местных судебных работников с основным советским законодательством. Поэтому создание постоянных специальных школ или курсов для лиц, посвятивших себя судебной деятельности, в качестве судей или следователей, также настоятельно требуется. Эти курсы и школы должны дать новых юристов, воспитанных на новом праве, которые заменят собой уходящих в историю представителей старого буржуазного права. Признание юридического образования необходимой частью общего и политического образования масс требует включения его в программу просвещения красноармейцев, в которую сейчас из юридических (общественных) наук входит лишь одно государственное право.
Мы видим, таким образом, что для юристов должно открыться большое поле деятельности. Им надо дать работу. Следует привлечь сейчас желающих к той работе, к которой каждый считает себя наиболее способным, а затем произвести учёт для привлечения к работе тех, которые добровольно не пожелали отдать свои специальные знания народу, путём ли мобилизации или распределения рабочей силы.
Для трудового государства, ведь, важно не только, чтобы каждый работал, но чтобы он работал в той именно области, в которой может принести наибольшую пользу государству.
«С каждого по его силе и способностям».
А. Приградов (Кудрин)
(Известия ВЦИК)
Подготовил Евгений Новиков
*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены