Реформы 1860-х годов XIX века в России в литературе называют «буржуазными». Период капитализма в нашей стране историки отсчитывают с этого времени. Эта эпоха интереса тем, что представители сформировавшегося тогда нового класса защищали свои права, отстаивая интересы других групп населения и требуя расширение их свобод.

О взаимовлиянии становления капитализма и правого общества рассказывает в шестом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Российская буржуазия, подспудно формировавшаяся в феодальном государстве, выступила вполне легально на историческую сцену благодаря новым правовым условиям, созданным радикальными преобразованиями Александра II в 1860-х. Сразу после реформ это был еще довольно «сырой» класс, недостаточно осознавший свои глубинные интересы и недостаточно организованный, чтобы бороться за свои права.

Однако уже в 70–80-е годы XIX столетия возникают организации российской буржуазии для защиты своих предпринимательских интересов. В 1873 году в Петербурге образовался «Совет съездов представителей коммерческих банков». Он объединил банкиров двух столиц и нескольких крупных промышленных центров.

В 1874 году в Харькове был учрежден «Совет съездов горнопромышленников Юга России», представлявший интересы владельцев металлургических, машиностроительных и железорудных предприятий Донбасса и Криворожья. В 1880 году возник «Совет съездов горнопромышленников Уральской области».

В 1884 году в Баку был образован «Совет съездов нефтепромышленников», созданный группой ведущих предпринимателей и фирм, занятых добычей, переработкой и транспортировкой нефти и нефтепродуктов, а в 1888 году появился «Совет съездов мукомолов».

Союзам предпринимателей было разрешено действовать в определенных правовых рамках. Их уставы подлежали обязательному утверждению правительством. Съезды собирались довольно регулярно, иногда по несколько раз в год, в зависимости от складывавшихся обстоятельств и потребностей.

На съездах обсуждались вопросы тарифов, налогов, защиты прав буржуазии в сфере рабочего законодательства и другие дела торговли и промышленности. Эти союзы промышленников впоследствии послужили основой для формирования крупных монополистических объединений.

Отстаивая свои интересы и защищая свои права, российская буржуазия в правовой сфере объективно выступала в роли самой прогрессивной социально-политической силы в стране. Это не было каким-то альтруизмом или некой идейной абстрактной «прогрессивностью» буржуазии, а скорее объяснялось тем, что ее цели были тесно связаны с правами и интересами других слоев общества.

Так, реформа 1861 года способствовала созданию источника дешевой рабочей силы в России. Это было очень важно для предпринимателей добывающих и промышленных отраслей. Однако, при всей своей радикальности, реформа все-таки создавала условия, при которых сохранялись некоторые феодальные пережитки в деревне.

В частности, крестьяне за свою свободу, точнее, за свои земли, должны были платить в течение 49 лет выкупные платежи. Таким образом они возвращали кредит, предоставленный им правительством за их выкупленные у помещиков земельные наделы. При этом с крестьян взимали 6% годовых за этот кредит. И в итоге они за свою землю, стоившую по произвольным и очень завышенным ценам 544 миллиона рублей, заплатили к 1906 году 1 миллиард 571 миллион рублей.

И все эти огромные средства «проходили мимо кармана» буржуазии. Поэтому предприниматели воспринимали крестьянские платежи классу помещиков и помещичьему государству как свой убыток или в качестве упущенной прибыли. Ведь крестьяне на эти деньги, скорее всего, купили бы произведенные буржуазией на её предприятиях промышленные изделия.

А деревня как раз начала свое техническое перевооружение: в крестьянских хозяйствах стали появляться металлические плуги, железные бороны и другие более совершенные орудия труда. Предприниматели предлагали все это для сельского хозяйства, но крестьяне по причине своей бедности, и в том числе из-за упомянутых разорительных выкупных платежей, не могли себе позволить приобретать такие изделия. Большинство земледельцев еще не имело металлических плугов и обходилось кустарно изготовленными деревянными сохами, а железная борона была доступна лишь меньшинству из зажиточных хозяйств.

Кроме указанного, согласно законодательству Российской империи, крестьянам был затруднен выход из состава замкнутой средневековой общины. Законодательство не предоставляло право на надельную землю каждому отдельному крестьянину. Земельным собственником оставалась крестьянская община.

Поэтому крестьянин, желавший порвать с сельским хозяйством, не мог свободно продать свой земельный надел и перейти в разряд городских рабочих. Это тоже тормозило складывание более обширного рынка свободной рабочей силы, в чем нуждалась молодая русская промышленная буржуазия.

Таким образом, пережитки феодализма в праве тормозили развитие экономики России и препятствовали росту и укреплению класса буржуазии. Из-за бедности крестьян в стране был узкий внутренний рынок потребления промышленных изделий. Отсюда и требования класса предпринимателей по расширению прав и свобод всех слоев населения России и прежде всего крестьянства.

Из всех этих соображений и вытекал естественный либерализм представителей класса буржуазии, особенно в правовой сфере. Борясь за интересы других групп населения империи и за расширение их прав и свобод, буржуазные организации тем самым выступали и в защиту своих прав и интересов.

С ростом рядов буржуазии повышался и уровень ее организованности. Особенно это стало заметным в 90-годы XIX века. Только за 6 лет, с 1890 по 1895 годы Департамент полиции зафиксировал в России более 2100 новых общественных организаций.

Конечно, среди них были разные организации, и далеко не все из них поднимались до выдвижения требований либерального оппозиционного характера, но в той или иной степени такие объединения выступали в защиту интересов и прав буржуазии. Были и довольно активно действующие в либеральном духе общественные организации.

С 1892-1893 годы в России начался промышленный подъем — самый значительный за весь капиталистический период. Строительство Сибирской магистрали, ряда других железных дорог, рост судостроения, более широкое использование машин и сельскохозяйственных орудий в помещичьих и крепких крестьянских хозяйствах, собственные потребности промышленности вызвали усиленный спрос на металл, уголь, нефть, паровозы, вагоны.

Рост производства, особенно в отраслях тяжелой индустрии, происходил не столько путем расширения старых предприятий, сколько за счет строительства новых, главным образом в недавно освоенных капитализмом районах.

Быстро росли города: городское население с начала 1860-х годов до конца 90-х увеличилось вдвое. Количественно и качественно росла на этой почве российская буржуазия. Она набирала силу в сфере экономики и все более приближалась к выдвижению своих требований в праве и политике.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 19 мая