Распространение нового для России стачечного движения постепенно сформировало в правительстве к концу XIX века основные элементы охранительно-попечительной политики в «рабочем вопросе». Ее сомнительная эффективность продемонстрировала кризис самодержавного строя. 

О причинах и последствиях борьбы рабочих за свои права, в том числе путем массовых забастовок, рассказывает в четвертом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Царские власти, опасаясь размаха стачечного движения и самоорганизации рабочих в целях борьбы за свои права, предложили себя в качестве защитников прав пролетариата. 

Еще в процессе начавшейся разработки рабочего законодательства различными правительственными комиссиями (А.Ф. Штакельберга, Н.П. Игнатьева, П.А. Валуева) наметился отказ от либерально-буржуазного принципа свободы отношений между трудом и капиталом, а также связанной с ней свободы стачек и рабочих организаций, рабочего представительства в выборных органах (в частности - в промышленных судах по проекту комиссии Штакельберга). 

Это оказалось несовместимым с самодержавным строем. Признавая свободу отношений между предпринимателями и рабочими в сфере трудового договора, царское правительство, тем не менее, привычно становилось на путь казенного попечительства, вмешательства сверху в их трудовые взаимоотношения, и мелочной регламентации в целях предупреждения трудовых конфликтов.

Элементы казенной "опеки" и "попечительства" над рабочими, обнаружившиеся еще в 60-е годы XIX в., в 70-е годы постепенно оформились как официальная государственная политика. В этот период исполнительные функции проводившейся политики по рабочему вопросу в основном лежали на МВД.

В ходе стачечного движения 1870-х годов правительство и его местные органы, полиция и жандармерия принимали все меры для подавления рабочих выступлений, преследуя активных их участников, преимущественно в административном порядке на основе циркуляров МВД 1870 г., 1878-1879 гг., а затем и Положений об усиленной и чрезвычайной охране 1881 г., разрешавших высылку стачечников в места их приписки. 

В отдельных случаях участники рабочего движения привлекались к уголовной ответственности по суду на основании сохранившейся с 1845 г. в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных ст. 1358, предусматривавшей кратковременное тюремное заключение для нарушителей трудового договора.

Широкое внедрение машинного производства на рубеже двух веков облегчало физический труд рабочих, но вело к существенному удлинению рабочего дня для всех категорий рабочих, средняя продолжительность которого по всей России составляла от 12 до 15 часов в сутки. Наиболее длительным он был на предприятиях текстильной, пищевой и горнозаводской промышленности. 

И это же обстоятельство позволяло еще чаще использовать дешевый труд женщин, малолетних детей и подростков. Материалы ряда массовых обследований рабочих фабрично-заводской и горнозаводской промышленности России показали, что преобладающая масса рабочих начинала работать впервые на фабриках в очень раннем возрасте. 

Широко распространенные ночные смены на предприятиях Центрально-промышленного района сопровождались тяжелым травматизмом и массовыми заболеваниями малолетних тружеников. Поэтому понятно, почему в области борьбы за права рабочих так заметно выделялся раздел защиты прав детей.

Неурожайные годы в конце столетия вызвали серьезный кризис в промышленности. Спрос на продукцию заводов и фабрик резко сократился из-за значительного снижения покупательной способности крестьянства. Всё это привело к росту безработицы. Сотни тысяч рабочих по всей России были уволены, т.е. выброшены на улицу и лишены всех средств к существованию. А цены на продукты питания также из-за неурожайных лет заметно выросли.

Оставшимся же на производстве рабочим по тем же причинам недорода сокращали заработную плату. И они вынуждены были на это соглашаться, так как альтернативой было только увольнение.

Одной из форм фактического сокращения заработной платы было то, что фабриканты нередко расплачивались с рабочими купонами процентных бумаг, по которым срок платежа наступал через несколько месяцев, при этом рабочие теряли до 20% своего заработка. Снижение заработной платы делало еще более невыносимым для рабочих инфляцию и дороговизну, особенно в промышленных районах страны.

Резко снижался уровень заработной платы из-за существовавшей повсеместно (особенно на крупных предприятиях) в различных формах изощренной системы штрафов. До середины 1880-х годов не существовало никаких ограничений во взимании штрафов. Бесконтрольность хозяев и подневольное положение работника почти повсеместно вели к злоупотреблениям фабричной администрации в штрафовании. 

Реакцией рабочих России на сокращение их прав и значительное ухудшение своего положения явилась Морозовская стачка 1885 г. - самое крупное событие в рабочем движении России восьмидесятых годов, поскольку требования бастующих впервые в истории этого движения вышли за пределы отдельного предприятия, приобрели общероссийское звучание и результативность. 

Главные требования бастующих были: увеличение (или сохранение) заработной платы, отмена (или уменьшение) штрафов, протесты против снижения расценок, улучшение условий труда. Сильно расширилась география стачечного движения, охватив фактически все районы России от Польши и до Восточной Сибири включительно. 

Эта беспрецедентная по масштабам и упорству рабочих стачка и привела власти к пониманию необходимости принятия "государственного закона", упорядочивавшего условия найма и труда рабочих, ограничивавшего действия фабрикантов. И такой закон был принят 3 июня 1886 года. Уже в октябре этого же года он вступил в силу.  

Закон ограничивал произвол предпринимателей в отношении рабочих. Соответственно определялся объем прав трудящихся, которые владельцы предприятий не могли нарушать.   

Устанавливался порядок найма и увольнения рабочих: предприниматель обязан был предупреждать рабочего об увольнении за две недели; заработная плата должна была выдаваться не реже одного раза (при сроке найма свыше месяца) и не реже двух раз в месяц (при неопределенном сроке найма). 

Запрещались натуральные формы расплаты, а также вычеты из заработной платы за медицинскую помощь, за освещение мастерских и т.п. Рабочие получали право требовать расторжение договора о найме в случаях неполучения заработной платы в срок, из-за побоев и тяжких оскорблений представителями администрации, нарушений условий снабжения и т.д. Вводилась обязательная выдача расчетной книжки с записью об условиях найма.

Основным в законе было ограничение произвола фабрикантов и заводчиков в установлении и взимании штрафов. Правила регламентировали их размеры и штрафную систему на предприятиях. Допускались различные размеры штрафов, но устанавливался их предел - не выше трети заработной платы. Из штрафных денег образовывался особый фонд, использовавшийся на нужды рабочих с разрешения фабричной инспекции. 

Таким образом, при всей двойственности «рабочей политики» властей, принятый закон был существенным прорывом в деле защиты прав рабочих. И этот прогресс в законодательстве был достигнут прежде всего усилиями самих рабочих, сумевших организовать мощное движение в борьбе за свои права.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 22 сентября