Наиболее крупным памятником древнерусского права является «Русская Правда» - первый сборник правовых норм государства. Самая ранняя часть этого кодекса была составлена при князе Ярославе Мудром в начале XI века. О том, как государство преобразовывало нормы из народных в юридические – в седьмом материале тематического цикла юриста, кандидата исторических наук, депутата Государственной Думы первого созыва Александра Минжуренко.


Главным источником для составителей «Русской Правды» были нормы «обычного права». К ним были добавлены нормы, установленные князем. 

Одной из типичных ошибок студентов выступает суждение о том, что, якобы, с созданием государства «обычное право заменяется писаным». Здесь ошибочным является то, что идет сравнение не по одному основанию. Тут фактически сравниваются лишь способы фиксации норм права: устное и писаное. Но обычное право не «заменяется» писаным, а является его основой и на первых порах почти полностью входит в состав писаного права. Оно обычно текстуально преобладает в первых сборниках писаных законов. 

Иначе говоря, составители первых сборников норм вначале «кладут на бумагу» нормы прежде устного обычного права, т.е. фиксируют его в письменном виде, а затем «дополняют» его указами монарха.

Позднее во второй половине XI века сыновья Ярослава несколько изменили текст «Правды Ярослава» и дополнили его, создав «Правду Ярославичей». Объединенный сборник норм стал называться Краткой редакцией «Русской Правды». Еще позже, в XII веке была произведена вторая кодификация древнерусского права, итогом которой явилась «Пространная Правда». 

Этот документ, как и предыдущие памятники русского права, носит некоторые следы заимствования из византийских источников, но в главном – это, действительно, самобытная «русская правда», т.е. здесь заимствования занимают не очень много места, и они явно «ассимилированы», адаптированы к русским обычаям, менталитету народа и его правовому сознанию.

Так, например, законодатель, учитывая традиции русских общин, вошедших в «обычное право» относительно кровной мести, не решился поначалу отменить ее совсем. Но первые шаги к отмене кровной мести в Краткой редакции «Русской Правды» были сделаны: значительно сокращен круг лиц, имеющих право мстить убийством за убийство. Это могли делать только ближайшие родственники убитого. Одновременно было введено положение, по которому вместо ответного убийства можно было взыскивать с убийцы денежную компенсацию. 

Таким образом, норма обычного права о мести вроде бы и осталась в писаном тексте, но подверглась существенной переработке. А позднее, уже в «Правде Ярославичей» и «Пространной Правде» кровная месть вообще заменяется денежным штрафом – вирой. 

Почему каждое ранее государство начинало с того, что пыталось ограничить и искоренить право кровной мести? Но это вполне логично. 

Во-первых, государству было просто очень невыгодно терять мужчин, т.е. данников, работников, воинов, погибающих в ходе реализации права кровной мести. 

Во-вторых, государство все более брало на себя осуществление судебных функций, отрицательно относясь к проявлениям самосуда. 

А в-третьих, интересам государства более соответствовал вводимый им порядок денежного выкупа преступления. Так, в «Пространной Правде» денежные компенсации потерпевшей стороне дополняются штрафами в пользу государства. 

Другой нормой обычного права, зафиксированной в «Русской Правде», была круговая порука. Если убийство или другое преступление было совершено на территории общины или явно ее неопознанным членом, то денежный штраф («дикая вира») налагалась на всю общину.

«Русская Правда», как все первые сборники законов, построена по казуальному принципу, т.е. здесь нет никаких обобщений или абстракций. Нет таких абстрактных понятий и терминов как «преступление», «владение», «собственность», «угроза» и т.п. Каждая статья здесь посвящена конкретному случаю (казусу), за который виновному следует конкретное наказание. Например: 

4. Если кто ударит мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью, то 12 гривен за обиду.

5. Если же ударит мечом по руке, и рука отвалится или усохнет, то 40 гривен.

7. Если же по пальцу ударит какому-либо, то 3 гривны за обиду.

8. А за ус 12 гривен и за бороду 12 гривен.

9. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.

В приведенном примере обращает на себя внимание то, что за отсеченный палец штраф в четыре раза меньше, чем за вырванный ус или бороду. Следовательно, покушение на честь и достоинство человека каралось намного строже, чем даже за небольшое увечье.

В связи с таким казуальным построением сборника норм в каждой статье оценивается понесенный ущерб в каждом отдельном конкретном случае и определяется сумма штрафа тому, кто нанес этот ущерб. Следовательно, главная цель здесь – возмещение материального ущерба и возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью пострадавшего. Соответственно, законодатель при этом не учитывает причину действий виновного, сделал он это с умыслом или по неосторожности. 

Прослеживая изменения в редакциях «Русской Правды» замечаешь, как со временем равенство всех перед судом, отраженное в обычном праве, сменяется дифференциацией наказания в зависимости от статуса пострадавшего. Так, в «Пространной Правде» за убийство простого человека виновный платил 40 гривен, а за убийство «княжего мужа» - 80 гривен.

Самосуд в «Русской Правде» не приветствуется и даже наказывается. Так, допускается убийство вора застигнутого на месте преступления ночью, но если он пойман, связан и наступило утро, то его следует обязательно вести на княжий суд. За убийство такого связанного вора, не представляющего угрозы, следовал штраф.

Суд вершился на основе принципа состязательности сторон. Кроме вещественных доказательств заслушивали свидетелей («видоков» - очевидцев и «послухов» - наслышанных об этом деле.) В отсутствие доказательств и свидетелей применялась «рота» - клятва или присяга. Использовались и древние обычаи испытания огнем и водой – ордалии, которые являлись чем-то вроде прообразов «детекторов лжи». 

Таким образом, в «Русской Правде» государство реформирует комплекс норм обычного права, дополняет его собственными постановлениями и преобразовывает эти нормы из народных в княжеские юридические нормы. Для своего времени этот сборник явился серьезнейшим достижением в создании единого закона Древней Руси и формировании судебной системы государства.

Продолжение читайте на сайте 20 декабря