Одним из главных вопросов периода монголо-татарского ига заключается в том, могли ли русские князья ради успеха национально-освободительной борьбы заручиться поддержкой западных сил. Обо всех аспектах дилеммы – в одиннадцатом материале тематического цикла юриста, кандидата исторических наук, депутата Государственной Думы первого созыва Александра Минжуренко.


Историю сопротивления русских княжеств монгольскому нашествию можно начинать с мая 1223 года, с известной первой битвы с противником на берегу реки Калки. Здесь наглядно и проявилось пагубное последствие раздробленности Руси. Дружины русских князей не имели единого командования, действовали разрозненно, и это стало главной причиной поражения. 

Особенно показателен был момент, когда передовые русские отряды подверглись мощному удару основных сил монголов, а киевский князь Мстислав Романович наблюдал за этим со своих укрепленных позиций и не вступил в сражение. Ну а затем и он не справился в одиночку и сдался себе на погибель. Летописцы сообщают, что в живых остался лишь каждый десятый из русских воинов.

В 1237 году Рязань держалась шесть дней в осаде, но, не получив помощи от князей черниговских и владимирских, пала. Стойко оборонялась и Москва. В отместку за упорное сопротивление монголы в 1238 году почти поголовно истребили население Владимира и Торжка. И, конечно, нужно упомянуть город Козельск, который сражался целых семь недель, а также «партизанский» отряд рязанского богатыря Евпатия Коловрата в 1700 человек.

Следующим этапом движения сопротивления русского народа можно считать цепь восстаний 1257-1262 гг. против проведения монголами переписи населения. Это делалось для того, чтобы обложить абсолютно всех людей данью. Особенно крупным было восстание в Новгороде в 1257 году. Новгородцы изгнали из своего города монгольских баскаков и «счетчиков».

Сама дань была тяжелой ношей для крестьян и ремесленников, но особенно возмущало людей то, что сбор дани первоначально был поручен откупщикам из мусульман. Само собой разумеется, что эти сборщики превратили данное занятие в свою статью дохода. Они, практически, не соблюдали никаких установленных норм и отбирали у русского населения всё, что могли. А неимущим они для уплаты дани давали деньги в долг под огромные проценты, и в случае неуплаты в срок долга уводили людей в рабство. 

Против произвола мусульманских откупщиков в 1262 г. поднялось население крупнейших городов — Ростова, Суздаля, Владимира, Ярославля, Устюга и др. И хан был вынужден отказаться от этой грабительской системы сбора дани.

Выше мы говорили, как монгольским ханам удалось выстроить систему раздора и конкуренции между русскими князьями. Однако, несмотря на огромный риск, на неравенство сил, на оставленных в Орде своих родных детей в качестве заложников, во все времена ига находились князья, которые пытались поднять народ на освободительную борьбу. 

Многие из них погибли уже на стадии организации заговоров, пали жертвой доносов. Другие, возглавив восстания, терпели поражение из-за того, что их не поддержали другие русские земли.

Уже самый первый великий князь, утвержденный в 1243 году в этом качестве ханом, Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского) сразу задумался о путях освобождения от ига. Посетив первым из русских князей ставку Батыя, Ярослав получил титул великого князя и в придачу к нему киевское княжество. Однако он отказался переезжать в Киев, послав туда своего наместника. 

Этим решением Ярослава и завершился процесс перемещения политического центра Руси из Киева в столицу Владимиро-Суздальского княжества.

Понимая, что своих сил у разобщенных русских княжеств недостаточно для успешной борьбы с Ордой, Ярослав, видимо, искал помощи и в Европе. Но так как возможные переговоры велись в режиме глубокой секретности до нас не дошли достоверные источники о них. Однако ханская разведка установила сам факт таких контактов и в 1246-м году, вызванный в Орду князь Всеволод был там отравлен. Там же тогда принял мученическую смерть и черниговский князь Михаил. 

Только в XX веке был обнаружен один интересный исторический источник, подтверждающий переговоры Ярослава с антиордынскими силами в Европе - это письмо римского папы Иннокентия IV сыну Ярослава Александру Невскому. В нем понтифик сообщает об этих контактах и о том, что Ярослав, якобы, тайно принял католичество. 

Таким образом, став великим князем, Александр Ярославич Невский сразу встал перед выбором: принять помощь католической Европы и вступить в открытую борьбу с Ордой или, учитывая неравенство сил, занять выжидательную позицию и внешне демонстрировать свою покорность хану. 

В 1249 году к нему прибыла папская делегация с предложением начать переговоры о союзе в борьбе с монголами. Естественно, что великий князь взвесил все минусы и плюсы предлагаемого союза. 

Александр Ярославич размышлял: во-первых, насколько эффективна будет обещанная помощь и, во-вторых, действительно ли эта помощь будет бескорыстной. Ответы на эти вопросы напрашивались не в пользу союза с Европой. 

Европейцы не смогли бы оказать настолько значительную военную помощь, чтобы можно было одолеть невероятно могущественное и многочисленное монгольское войско, включавшее в себя воинов из покоренных стран. А вот экспансия немецких крестоносцев в районы Прибалтики, пограничные с русскими землями, представляла собой вполне реальную угрозу для русичей. 

В 1205 году в устье Западной Двины захватчики построили крепость Ригу и продолжили свой поход на восток. В 1237 году папа римский благословил второй крестовый поход на Балтику. Тогда же произошло слияние Тевтонского ордена с Орденом меченосцев в Ливонский орден, что значительно укрепило силы крестоносцев. В 1240 году они взяли Псков и готовились к захвату Новгорода.

Таким образом, эффект от помощи Европы вряд ли бы был существенным, но вот заплатить за нее русскими землями – это бы пришлось обязательно. А воевать на два фронта – было безнадежным делом.  Следовательно, Александру пришлось выбирать меньшее из двух зол. И он видел отличие двух экспансий. 

Монголы не оккупировали в полном смысле русские территории и предоставили русским князьям большую свободу действий. Степнякам-кочевникам не нужны были русские леса и лесостепь для ведения здесь своего хозяйства. А немцы приходили «всерьез и надолго», их режим оккупации был намного более жестким и «плотным»: они ведь рассчитывали заселять русские земли своими поселенцами, так как испытывали у себя аграрное перенаселение.

И еще один момент учитывался Александром. Монголы, будучи язычниками, совсем не покушались на веру русских людей и обеспечивали неприкосновенность православной церкви, предоставляя ей существенные привилегии. А вот крестоносцы несли с собой другую веру, явно планируя распространение на захваченных землях католичества. 

И упоминание в письме папы о том, что отец Александра Ярослав принял католичество, похоже окончательно подтолкнуло князя к отрицательному ответу на предложение понтифика. Возможно, он воспринял переход в католичество как условие заключения союза с силами, находившимися под патронажем папы римского.

Однако, независимо от позиции великого князя, восстания в русских землях вспыхивали постоянно. Но, не имея общего центра и признанных лидеров, повстанцы терпели поражения. Тем не менее, несмотря на жертвы, идея освобождения от ига и обретения независимости передавалась из поколения в поколение.

Продолжение читайте на сайте 24 января