После окончания Смутного времени Российскому государству понадобилось в течение длительного периода заниматься восстановлением всех сфер жизни страны. Для проведения преобразований требовалось интенсивное законотворчество власти. О первой попытке систематизации отечественного законодательства рассказывает в двадцать пятом материале тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.
Царские указы во времена первых царей дома Романовых выходили довольно часто. К 1648 году таких актов вышло более 300. Издавались они бессистемно, по мере необходимости, по потребности отдельных ведомств.
Сложилась такая практика, при которой отдельные ведомства – отраслевые приказы – сами вносили предложения царю о необходимости отрегулировать те или иные отношения в их сфере управления. Такой указ издавался и направлялся именно в тот приказ, который его запрашивал. Другие же приказы могли и не получать экземпляр этого документа.
Отсюда и сложилось много противоречий в царских указах: различные ведомства могли иметь в своем распоряжении противоречащие друг другу законы. Такая запутанность с нормативными актами приводила к волоките и к большим сложностям в отправлении правосудия, к нарушениям прав подданных, что вызывало недовольство тяжущихся.
Интересно, что инициативу в упорядочении законодательной сферы и в составлении единого свода законов проявили народные массы, поднявшиеся на Соляной бунт в июне 1648 года.
Причиной этого народного восстания во многом и явились пробелы и противоречия в законах и «несправедливый», по мнению посадских людей и стрельцов, порядок налогообложения.
«Тягловый» народ, т.е. налогоплательщики восстали против роста налогов и резкого возрастания цен на соль из-за введения нового высокого косвенного налога на ввоз соли. В качестве своего основного лозунга восставшие выдвинули требование созыва Земского собора для создания единого свода законов. К этому требованию присоединились и дворяне.
Уступая требованиям восставших, царь отсрочил взыскание недоимок и объявил о созыве Собора для выработки и принятия нового уложения.
Сам ход Соляного бунта дает пищу для выводов о правосознании народных масс в то время. То, что восстание было массовым, давало простым людям уверенность в том, что они выступают «за правду», ибо, по их пониманию, если поднялся «мир» или «вся земля» - значит это правомерно.
В то же время восставшие демонстрировали свое уважение царю, т.е. оставались монархистами, «государственниками» и совсем не помышляли крушить государственные устои как таковые. А восстали они исключительно против отдельных «плохих» бояр. Поэтому царю пришлось отдать таких бояр на расправу толпе.
Уже 1 сентября 1648 года Земский собор приступил к работе по составлению Уложения. И 29 января 1649 года свод законов Русского царства был принят Собором. Он действовал около 200 лет, до 1832 года.
К своей работе члены Собора подошли очень серьезно. Все фазы подготовки были строго регламентированы. Комиссию по кодификации возглавлял князь Одоевский. Отдельно созывались совещания по каждой поступившей челобитной, т.е. предложению по изменению и дополнению законов. Царь и Боярская дума рассматривали и редактировали поступившие законопроекты. По всем отдельным разделам Уложения решение принималось совместным голосованием.
Для принятого Соборного Уложения уже характерно разделение норм по отраслям права, схожее с современным законодательством. Так, к государственному праву можно отнести вопросы установления крепостного права. Следует отметить, что крестьяне прикреплялись не к помещику, а к поместью, т.е. делались «крепкими земле».
В этом был и интерес собственно государства: земля не должна была пустовать, а должна была обрабатываться и приносить доход казне. Логика здесь была и в том, что поместье могло переходить по воле царя другому служилому человеку, которому переходили и работавшие на этой земле крестьяне. Землевладельцам категорически запрещался прием беглых крестьян, время разыскивания которых со стороны прежних хозяев становилось бессрочным.
По Соборному Уложению 1649 года феодалы становились представителями государственной власти в своих поместьях и вотчинах. Все преступления крестьян, кроме тяжких – татьбы, разбоя, убийства – подлежали суду землевладельцев.
Уложение более четко определило права и обязанности различных сословий общества, т.е. способствовало оформлению сословного строя в России.
К уголовному праву были отнесены преступления против церкви (богохульство, совращение в иную веру), государственные преступления (бунт, заговор, измена), преступления против личности (убийство, побои) и имущественные преступления (разбой, грабеж, мошенничество, конокрадство и др.).
Наказания за преступления составляли целую систему. Смертная казнь применялась в 60 случаях, причем совершалась она разными способами в зависимости от тяжести преступления: отсечение головы, повешение, четвертование. Поджигатели и те, кто насильно кого-либо обратили в другую веру подлежали сожжению, а фальшивомонетчикам заливали раскаленный металл в горло.
Применялось также тюремное заключение, при котором осужденные кормились либо за счет родственников, либо должны были просить подаяния. Для благородных сословий применялась ссылка или лишение званий. Во многих случаях за преступления, нарушающие имущественные отношения, назначались «продажи», т.е. штрафы. К чиновникам, злоупотреблявшим должностным положением, к государственным преступникам применялась конфискация имущества.
Таким образом, к целям наказания относились как устрашение и возмездие, так и изоляция преступника, а также клеймение, отрезание уха и т.п. способы выделения преступника из общей массы людей.
Патриархальность Соборного Уложения отразилась в области семейного права (которое в целом находилось в юрисдикции церковного суда). Так, детей, повинных в убийстве отца или матери, должны были «казнить смертию безо всякой пощады», но родители, виновные в убийстве своего ребенка, приговаривались к году тюремного заключения. Детям было запрещено жаловаться на родителей, суд не должен был даже принимать такие жалобы к рассмотрению, а подавшие жалобу дети приговаривались к битью кнутом.
Таким образом, Соборное Уложение 1649 года имело большое значение для процессов укрепления российского законодательства и государственности. В нем было обобщено все то, что накопилось в предыдущие периоды времени, т.е. были развиты наметившиеся ранее тенденции в развитии российского права.
Впервые была осуществлена попытка систематизации отечественного законодательства. В этом своде законов мы видим первый опыт разграничения норм права по отраслям. То новое, что было привнесено в русское право Соборным Уложением, фактически предопределило установление абсолютной монархии, т.е. была создана правовая база для следующей фазы развития государства.
Соборное Уложение явилось первым печатным памятником российского права.
Продолжение читайте на сайте 2 мая