11 января 1994 года начала работу Государственная Дума первого созыва – нижняя палата Федерального Собрания РФ. Это было важным моментом в истории государства и права России: открывал свою деятельность новый полноценный двухпалатный парламент по новой Конституции РФ. О первых шагах ключевого законотворческого органа рассказывает в сто шестьдесят четвертом материале своего тематического цикла юрист, кандидат исторических наук, депутат Государственной Думы первого созыва Александр Минжуренко.
Началу работы Государственной Думы РФ уделялось огромное внимание со стороны политиков, политологов и средств массовой информации. Первое заседание до избрания председателя Госдумы вел, как и положено по традиции, старейший по возрасту депутат. Это был 68-летний депутат от фракции Либерально-демократической партии Георгий Лукава.
Первым председателем Госдумы был избран представитель Аграрной партии Иван Рыбкин. Это была компромиссная фигура в резко поляризованном парламенте. Рыбкин, кстати, упорно называл данный состав Думы – Пятой Государственной Думой России, подчеркивая историческую преемственность этого созыва с четырьмя созывами Госдумы Российской империи 1905-1917 годов.
Главной особенностью данного созыва парламента было то, что его состав был в большинстве своем оппозиционным президенту и правительству. Современники отмечают, что результаты выборов 1993 года ввели Ельцина в крайне удрученное состояние. Перед этим, после апрельского референдума, когда на вопрос «Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации с 1992 года?», 53% проголосовавших ответило «да», Ельцин уверовал в поддержку большинства и в победу на парламентских выборах.
Исход выборов у многих вызывал опасение: не возродится ли вновь в острой форме противостояние исполнительной и законодательной властей. Но новая Конституция позволяла решать вопросы в мирной, цивилизованной форме.
Оппозиционность Госдумы главе государства проявлялась во многом. Она заметно отразилась на всей законотворческой работе депутатов. Противостояние выглядело следующим образом: относительно часто Ельцин накладывал вето на принятые Думой законопроекты, но порой эти вето преодолевались, т. е. за отклонение президентского вето голосовало более двух третей депутатов.
Также более половины депутатов часто отказывало в поддержке законопроектов, вносимых фракцией «Выбор России», считая этот блок «пропрезидентским». Соответственно, Администрация президента не очень охотно и активно взаимодействовала с парламентом.
В обычной парламентской практике других стран большинство законопроектов вносят в законодательный орган представители правительства. А в Первой Госдуме от президента последовало всего лишь 10% законодательных инициатив, 20% законопроектов внесло правительство и необычно много – 55% законопроектов было разработано в недрах самой Госдумы.
Также в пику президенту Госдума в числе своих самых первых решений 23 февраля 1994 года приняла постановление об амнистии всем руководителям и участникам путча 1991 года, а также всем лидерам движения в поддержку Верховного Совета и участникам вооруженных столкновений 3-4 октября 1993 года.
На свободу вышли бывший председатель Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов, бывший вице-президент РФ Александр Руцкой, бывший вице-президент СССР Геннадий Янаев, бывший председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов, бывший председатель Комитета государственной безопасности СССР Владимир Крючков и другие.
Отголоски недавно произошедшего серьезного конфликта с человеческими жертвами в октябре 1993 года сказывались на всей обстановке работы Думы. И даже здание, в котором разместилась нижняя палата, было не так давно ареной вооруженных столкновений.
Это был высотный корпус, в котором в советское время находился аппарат Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) социалистических государств, а позднее московская мэрия. Именно это здание и штурмовали в октябре мятежники, поэтому депутаты начали свою работу в помещении, сохранявшем следы сражений: на всем первом этаже все еще отсутствовали выбитые стеклянные стены. Между депутатами некоторых фракций наблюдалась самая настоящая враждебность, которая выражалась в потасовках как в кулуарах, так и в зале пленарных заседаний.
Другой особенностью состава Первой Думы было отсутствие в ней крупной фракции большинства, которая смогла бы обеспечивать своей численностью или вместе с присоединившимися союзниками возможность принимать свои законопроекты.
Восемь мелких фракций значительно расходились по своим политическим программам, и тем самым затруднялось формирование постоянных или временных блоков. Чтобы набрать необходимые для принятия закона 226 голосов депутатов, инициаторы и разработчики законопроекта вели долгие рабочие встречи в кулуарах с возможными союзниками.
Часто заключенные устные договоренности срывались при голосовании. Провал на пленарных заседаниях законопроектов, разработанных какой-либо фракцией, стал обычным явлением.
Некоторые фракции были вообще «недоговороспособными», т. е. не способными пойти на компромиссы из-за принципиальной несовместимости своих установок с идеями других партий. Скажем, фракция КПРФ заведомо, даже не пытаясь вникнуть в суть предложения, никогда не голосовала за проекты «Выбора России» и наоборот. Это было неконструктивно и срывало весь процесс законотворчества. В связи с этим Думе стала грозить «пробуксовка» в самом главном виде деятельности – законодательной работе.
Со временем депутаты нашли выход из создавшегося тупика. Для разработки какого-либо законопроекта стали создаваться рабочие группы, в которые входили депутаты из различных фракций. И там – в рабочих группах, в рабочей обстановке вырабатывались компромиссные варианты, приемлемые для разных партий и фракций.
Теперь за эти законопроекты голосовали депутаты всех тех фракций, которые были представлены в рабочей группе, и именно такой подход обеспечивал необходимое большинство голосов на пленарном заседании.
В итоге Первая Госдума отработала свой двухлетний срок весьма результативно. Нижняя палата Федерального собрания приняла 461 закон, из которых 310 вступили в действие.
Среди принятых — наиболее важные и необходимые федеральные конституционные законы «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации» и «О референдуме Российской Федерации». Приняты были также следующие актуальные федеральные законы: первая часть Гражданского кодекса; Семейный, Водный, Арбитражный процессуальный кодексы и другие акты.
Первая Госдума, таким образом, явилась «пробой пера», т. е. самым первым созывом парламента в условиях действия новой Конституции. Накопленный опыт способствовал в дальнейшем выработке норм эффективной деятельности нижней палаты Федерального собрания РФ.
Продолжение читайте на сайте 27 января



