Круглый стол РАПСИ
В преддверии официального открытия очередного судебного года в Европе РАПСИ провело круглый стол в Страсбурге, посвященный актуальным вопросам имплементации российской судебной системой Европейской Конвенции по правам человека.
В преддверии официального открытия очередного судебного года в Европе РАПСИ провело круглый стол в Страсбурге, посвященный актуальным вопросам имплементации российской судебной системой Европейской Конвенции по правам человека.
В дискуссии приняли участие как российские специалисты в области защиты прав человека, так и европейские функционеры со стороны полномочных представительств при Совете Европы, Страсбургского суда, Генерального директората по правам человека и верховенству права, Венецианской комиссии. Спикеры РАПСИ: Богдан Зимненко, Виталий Ушканов (гендиректор РАПСИ, модератор), Леонид Головко, Карин Беше.
Один из участников «круглого стола» из Испании — Аркадио Диаз Техьера — резонно заметил в ходе дискуссии, что не стоит забывать об историческом ареале самой Конвенции: «Как правильно толковать текст, написанный в 1950-м году, когда сейчас 2018 год?»
Доктор юридических наук, профессор юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Леонид Головко (на переднем плане) затронул непростой вопрос о том, каким образом имплементация Конвенции сказывается на национальном правовом сознании и должна ли ее реализация происходить механически.
О том, каким образом положения Конвенции учитываются в российской судебной практике, участникам дискуссии подробно рассказал начальник отдела международного права Верховного суда (ВС) РФ Богдан Зимненко.
Вопрос Постоянного представителя Нидерландов в Совете Европы Роланда Бекера касательно ситуации, при которой ВС РФ выражал бы несогласие с позицией ЕСПЧ, оказался просто не имеющим под собой никакой почвы. «На сегодняшний момент не зафиксировано ни одного случая, когда бы Верховный суд не согласился с правовыми позициями Европейского суда по правам человека… Мы с большим уважением относимся к практике Европейского суда по правам человека», – резюмировал Богдан Зимненко.
По словам Доктора публичного права (Франция), президента Comitas Gentium France-Russie Карин Беше, проблемы связаны не с Конвенцией как таковой – они возникают вследствие возможности Страсбургского суда тем или иным образом трактовать положения Конвенции, возможности или невозможности ограничить этот процесс.
Сотрудник ЕСПЧ Василий Лукашевич обращает внимание на механический подход к исполнению постановлений ЕСПЧ: «Многие думают, что если ЕСПЧ нашел нарушение, то все нужно сразу изменить и радикально переписать, но, как правило, таких жестких решений не требуется».
Представитель Департамента по исполнению постановлений ЕСПЧ Секретариата Совета Европы Фредерик Сандберг отметил «впечатляющую работу, которая была проделана Верховным судом Российской Федерации».
Глава Департамента исполнения постановлений ЕСПЧ Генерального директората по правам человека и верховенству права Совета Европы Женевьева Майер в своем приветственном слове отметила важность дискуссии в контексте «усилившегося диалога между российскими властями и Советом Европы». По мнению Майер, «неформальный мозговой штурм» – это то, что сейчас необходимо.
Начальница отдела секретариата ЕСПЧ Ольга Чернышова обратила внимание на ту роль, которую Россия продолжает играть в Страсбургском правовом поле, несмотря на то, что страна по количеству жалоб занимает уже не первое место.
В Совете Европы обращают внимание на количество дел в ЕСПЧ в отношении России, связанных с избранием меры пресечения в виде заключения под стражу и продлением ареста.
РАПСИ выражает глубокую признательность Совету Европы за возможность проведения «круглого стола», благодарит Министерство иностранных дел РФ в лице Постоянного представительства РФ в Совете Европы, Министерство юстиции РФ, в том числе аппарат уполномоченного от РФ в ЕСПЧ за вклад в организацию мероприятия.