МОСКВА, 27 июл – РАПСИ, Владимир Ядута. Высокий суд Лондона, рассмотрев спор о продаже яхты Darius, обязал ее бывшего владельца Бориса Березовского согласно имеющемуся в распоряжении РАПСИ решению суда выплатить посреднику сделки – компании Edmiston & Co комиссию в 7,2 миллиона евро.
Как следует из документа, 7 октября 2004 года между немецкой Fr. Luerssen Werft Gmbh (FLW) и компанией Бориса Березовского, зарегистрированной на Каймановых островах Petersham Holdings Ltd. (Petersham), был заключен контракт на строительство яхты Darius стоимостью 148,54 миллиона евро. Однако в мае 2008 года, когда FLW должен был быть перечислен очередной транш в счет погашения стоимости строительных работ, Борис Березовский согласно документу оказался в затруднительной финансовой ситуации. Между тем в соответствии с условиями контракта с FLW в случае задержки с платежом он терял существенную часть вложений в проект. В связи с этим предприниматель решил продать яхту на этапе ее строительства и встретился с основателем компании Edmiston & Co Николасом Эдмистоном.
Согласно судебному документу у г-на Березовского давние партнерские отношения с г-ном Эдмистоном, при участии которого бизнесмен еще в 1990-х годах приобретал и продавал яхты, в том числе Streamsea (совместно с Романом Абрамовичем), U.B.F., Thunder B, The Kiring, Tugatsu и EOL B. Сама компания Edmiston была образована в 1996 году и в настоящее время является одним из лидирующих яхт-брокеров в Европе.
В ходе переговоров г-н Эдмистон предположил, что за яхту можно выручить 300 миллионов евро.
В июне 2008 года с г-ном Эдмистоном связался его давний друг и партнер Мерл Вуд, яхт-брокер из США, основатель Merle Wood & Associates Inc (MWA, второй ответчик по иску г-на Березовского наряду с Edmiston). Речь зашла о продаже яхты Darius, и позднее через MWA эта информация дошла до предпринимателя из ОАЭ Абдуллы аль-Футтаима, в то время как в списке Edmiston среди потенциальных покупателей яхты значился король Саудовской Аравии. Компания также рассчитывала заинтересовать семью индийского бизнесмена Лакшми Миттала, но г-н Березовский к тому моменту уже успел пообщаться с ее представителями.
Как говорится в документе, 16 сентября 2008 года на встрече между представителем г-на Березовского Майклом Котликом и сыном Абдуллы аль-Футтаима была достигнута принципиальная договоренность о покупке яхты за 240 миллионов евро.
Стоимость строительства яхты тем временем выросла до 212 миллионов евро – срок сдачи перенесен на ноябрь 2009 года.
В августе 2008 года было решено, что дальнейшие переговоры с Абдуллой аль-Футтаимом будет вести г-н Котлик. По мнению судьи, решение исключить агентов из сделки было принято с учетом желания потенциального покупателя из ОАЭ общаться напрямую с продавцом. Кроме того, по мнению судьи, представитель FLW сообщил Березовскому и Котлику, что это именно он нашел покупателя.
В итоге сделка по продаже яхты между Petersham и компанией Paragon International Ltd. должна была быть закрыта в октябре 2008 года.
Лондонский суд, рассмотрев обстоятельства дела, постановил, что ответчики обязаны выплатить сумму комиссионных по договоренности между г-ном Березовским и г-ном Эдмистоном или при отсутствии конкретной договоренности разумную сумму. В итоге Edmiston получила 3% - 7,2 миллиона евро. Что касается американской компании, Лондонский суд не нашел свидетельств того, что она была привлечена к сделке должным образом. При этом при расчете комиссионных суд принял во внимание исковое требование MWA в 3,5% стоимости проданной яхты, с которым та еще в феврале 2009 года обратилась в Федеральный суд южного округа Флориды.