ЛОНДОН, 19 окт - РАПСИ, Александр Смотров. Специальная комиссия по иммиграционным апелляциям, где проходит рассмотрение дела россиянки Екатерины (Кати) Затуливетер, в среду приступила к допросу первой свидетельницы - сотрудницы контрразведывательного подразделения Службы безопасности МИ-5, проходящей в деле под инициалами "ZZ", передает корреспондент РИА Новости.
Свидетельница отвечает на вопросы, сидя в застекленной кабине, которая зашторена синей занавеской. На предложение адвоката Затуливетер Тима Оуэна подтвердить, что именно она является сотрудницей МИ-5, которая под именем "Луиза" провела пять бесед с россиянкой в 2010 году, "ZZ" отказалась это сделать, сказав, что не может "ни подтвердить, ни опровергнуть в открытом суде факт этих разговоров".
"ZZ" не стала отвечать и на вопрос о том, когда и почему Затуливетер попала под подозрение британских спецслужб. Оуэн, в свою очередь напомнил, что первое задержание россиянки произошло в начале августа 2010 года в аэропорту "Гэтвик", вскоре после российско-американского "размена" шпионами, среди которых была россиянка Анна Чапман, также имевшая на тот момент британское гражданство.
Адвокат сослался на публикацию в газете Sunday Express, где со ссылкой на источники в спецслужбах утверждалось, что Анне Чапман была предложена сделка: "сдать" российских разведчиков-нелегалов в Британии в обмен на сохранение британского гражданства, на которую она, правда, не пошла.
Оуэн также напомнил, что дело российских шпионов-нелегалов в США было приобщено к оценочному докладу МИ-5 из-за ряда сходных моментов, например того, что и Чапман, и Затуливетер - молодые женщины с обширной сетью контактов. "ZZ" подтвердила это, но не смогла привести никаких дополнительных аргументов в пользу этой параллели.
Юрист Затуливетер также обратил внимание суда на то, что Служба безопасности Великобритании не обозначила суть претензий к россиянке в своем первом заявлении. Однако после того, как в распоряжение МИ-5 попало подробное свидетельское заявление россиянки, на основе него были сформулирован список из 16 пунктов с конкретными претензиями. В их числе - сексуальные связи с депутатом британского парламента и с чиновником НАТО якобы для получения информации, а также якобы имевший место 19 декабря 2008 года факт встречи с представителем российских разведывательных служб.
"Я могу согласиться с тем, что ее показания были приняты в расчет, но я не могу согласиться с тем, что наше дело базируется на том, что она сказала в своем свидетельском заявлении", - парировала "ZZ". Она также отказалась подтвердить, что сотрудник российских спецслужб, о котором говорит МИ-5, и "Борис", о встрече с которым рассказала Затуливетер - одно и то же лицо.
"ZZ" подвергла сомнению аутентичность личного дневника Затуливетер, в котором та описывает события своей жизни в период с ноября 2004 по апрель 2007 года. "Какая же у вас подозрительная натура!" - эмоционально отреагировал адвокат, предложив провести экспертизу подлинности и возраста дневника и сославшись на то, что "коллеги из ФБР непременно сделали бы это". Под нажимом адвоката Затуливетер, сотрудница МИ-5 признала, что это был ее "недосмотр".
В ответ на замечание Оуэна о том, что дело против Затуливетер базируется на очень слабых, если вообще имеющихся, доказательствах, свидетельница указала, что не собирается обсуждать "масштаб улик", и отметила, что решение спецслужб рекомендовать главе МВД Великобритании выдать ордер на депортацию основывалось на "фрагментах улик".
"ZZ" не стала отвечать на вопрос адвоката о том, предлагал ли Лондон россиянке перейти на сторону Британии в обмен на разрешение остаться в стране.
Ожидается, что ряд вопросов будет задан "ZZ" повторно во время закрытой для прессы и публики судебной сессии. В целом слушания продлятся, как ожидается, до 26 октября.
Затуливетер, которая ранее работала помощницей британского парламентария Майка Хэнкока и в течение почти четырех лет была его любовницей, 2 декабря 2010 года была арестована и помещена в депортационный центр в Великобритании. Первоначально сообщалось, что ее подозревают в шпионаже в пользу РФ, однако никаких официальных претензий россиянке предъявлено не было, а сама Затуливетер и ее защита полностью опровергают это утверждение. В отношении россиянки был выдан ордер на депортацию, однако она подала апелляцию на это решение, и во вторник, 18 октября, специальная комиссия по иммиграционным апелляциям приступила к рассмотрению ее жалобы.