МОСКВА, 2 июл - РАПСИ. Передача уголовного дела гендиректора инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера в суд при том, что адвокаты отказываются отдать ему повестку о явке на процесс, является нарушением, которое впоследствии защита Браудера сможет оспорить в Европейском суде по правам человека, считают эксперты, опрошенные РАПСИ.
Отказ адвокатов гендиректора инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера отдать ему уведомление об уголовном преследовании в РФ не мешает передать дело в суд, сообщил в понедельник следственный департамент МВД России.
Браудер проходит по одному делу с бывшим аудитором Сергеем Магнитским по обвинению в уклонении от уплаты налогов с Hermitage Capital в особо крупном размере.
Как утверждают в МВД, адвокаты Браудера знакомятся с материалами уголовного дела, однако они отказываются передать ему уведомление, настаивая на проведении данной процедуры через компетентные органы Великобритании, и требуют предоставления им официального подтверждения о получении Браудером этой бумаги.
"В соответствии с нормами российского судопроизводства, этот факт не является препятствием для направления уголовного дела в суд, так как все юридические формальности российскими следователями соблюдены", - говорится в релизе.
Козырь для адвокатов
Адвокат Александр Арутюнов считает, что защитники Браудера абсолютно правильно поступили, отказавшись передать уведомление об уголовном преследовании. "Адвокаты - не почтальоны", - считает Арутюнов и добавляет, что у защитников Браудера после суда будут веские основания для обжалования процесса в Европейском суде по правам человека.
Аналогичное мнение высказывает его коллега Людмила Айвар. "То, что Браудер не уведомлен о преследовании, совсем неправильно. И это (уведомление) - задача правоохранительных органов, а не адвокатов. Мы помним, как Юрий Лужков отказался брать повестку для Батуриной, и он тогда поступил верно", - считает Айвар.
По ее словам, до передачи дела в суд Браудер должен был быть объявлен в международный розыск. "Как было в свое время с Борисом Березовским, когда международный розыск не принес результатов. Для таких случаев и есть заочный суд, в противном же случае это будет неправильно и незаконно", - заключает Айвар.
Адвокат Людмила Романченко тоже поддержала защитников Браудера, отметив, что они не на службе в следственных органах и не являются почтальонами. "Уголовно-процессуальный кодекс не предусматривает заочно-следственных действий. Неужели нет других способов? Интерпол есть. Человека объявляют в розыск, доставляют, и уже здесь проводят все необходимые следственные действия, и передают дело в суд", - считает Романченко.
Лишь бы суд знал
В свою очередь адвокат Руслан Коблев отмечает, что формально российская сторона здесь права.
"В таком случае важно, чтобы обвиняемый знал об этом уголовном деле, и чтобы суд понимал, что он знает. Российское законодательство не детализирует, каким образом человек уведомлен о статусе. Уведомление может быть направлено даже почтой", - сообщает Коблев.
По его словам, в соответствующей норме указано, что заочный суд может состояться в случае, если человек находится за пределами страны и/или уклоняется от суда. "Здесь важно как раз вот это "и" с "или", есть вариация. И если хоть под одно случай подпадает, то все законно", - уточняет адвокат. Тем не менее, Коблев уверен, что решение суда над Браудером не будет исполнено, как и в аналогичных случаях с российскими гражданами, имеющими политическое убежище.