МОСКВА, 18 апр - РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал нарушение прав Антона и Ларисы Агеевых, у которых были отобраны приемные дети после инцидента с одним из них и которые после этого оказались в центре повышенного внимания СМИ. Сумма компенсации в пользу супругов по решению суда, вынесенному в четверг, составляет 67,1 тысячи евро.
Инцидент произошел в марте 2009 года, когда трехлетний мальчик был доставлен в больницу с множественными повреждениями лица и тела, термическими ожогами. Вскоре после этого правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту причинения ребенку побоев, которое было передано в суд.
В 2009 году Преображенский суд Москвы отменил усыновление детей супругами Агеевыми. В ноябре 2010 года Видновский городской суд Московской области приговорил Ларису Агееву, обвинявшуюся в причинении вреда здоровью и ненадлежащем воспитании приемного сына, к году и восьми месяцам исправительных работ. Мособлсуд подтвердил законность данного приговора. По этому же делу проходил Антон Агеев, который был оправдан и впоследствии обратился с надзорной жалобой в Верховный суд (ВС) РФ. В сентябре 2012 года ВС РФ отказал в ее рассмотрении.
Жалоба в ЕСПЧ была подана в январе 2010 года. В ней супруги Агеевы жаловались на нарушение статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции о правах человека по целому ряду оснований.
ЕСПЧ, рассмотрев жалобу, не обнаружил нарушения прав супругов, когда дети были отправлены в приют. ЕСПЧ усмотрел нарушения при блокировании доступа супругов к детям, пока те находились в реабилитационном центре, при аннулировании решения об усыновлении. Также в решении ЕСПЧ отмечается, что конфиденциальная информация о семье просочилась в СМИ, и власти не провели соответствующего расследования в связи с этим, не оказали помощь семье в защите их чести и достоинства. В итоге сумма компенсации в пользу супругов Агеевых составила в общей сложности 55 тысяч евро, еще 12,1 тысячи евро — судебные расходы.
"Суд отметил, что отобрание ребенка он рассматривает исключительно как временную меру, призванную обеспечить эффективное расследование причин происшедшего с ним. Отобрание ребенка как необратимой меры недопустимо", - пояснила РАПСИ адвокат Агеевых Надежда Ермолаева. По ее словам, ключевым в решении является и вопрос о законности такой меры, как отмена усыновления. "Суд счел отмену усыновления явно необоснованной мерой", - сказала адвокат.