МОСКВА, 30 мая – РАПСИ. Россия в случае неисполнения Францией контракта на поставку вертолетоносцев "Мистраль", скорее всего, сможет обратиться в одну из авторитетных международных арбитражных организаций с иском о взыскании убытков, такое мнение высказал РАПСИ Евгений Ращевский, руководитель практики международных судебных споров и арбитража адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры".
Контракт стоимостью 1,2 миллиарда евро на постройку двух "Мистралей" для ВМФ России был подписан в июне 2011 года. Как ожидается, первый корабль "Владивосток" поступит на вооружение российского флота в 2014 году, второй - "Севастополь" - в 2015 году. Однако группа американских конгрессменов в пятницу призвала генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена купить или взять в аренду эти вертолетоносцы, чтобы они не достались России.
"Неисполнение контракта, безусловно, повлечет право нашей страны на обращение в суд. Не имея на руках текста контракта, мы не можем знать, какие в нем предусмотрены условия по разрешению споров, но обычно в договор с иностранным поставщиком включают так называемую арбитражную оговорку о том, что споры рассматриваются в одном из международных арбитражей", - сказал Ращевский.
По его словам, наиболее авторитетными арбитражными организациями в мире считаются Международный арбитражный суд при Международной торговой палате в Париже, Стокгольмский арбитраж, "который прописывали еще в советских внешнеторговых договорах, но сейчас не такой популярный", и ставший популярным относительно недавно Лондонский международный арбитражный суд.
"Арбитражи имеют существенное преимущество перед государственными судами, поскольку обеспечивают конфиденциальность разбирательства, что немаловажно, если спор связан с государственной тайной. При этом стороны, скорее всего, предусмотрели, что местом рассмотрения спора не будет Франция или Россия. Скорее всего, это какая-то третья страна", - считает эксперт.
Он затруднился оценить размер неустойки, которую может предъявить ко взысканию российская сторона. "Это зависит от того права, которое стороны договорились применять к контракту. Может быть, например, потребовано возмещение стоимости непоставленных судов и все связанные с этим убытки, которые по таким сделкам могут достигать громадного размера. Но, скорее всего, производитель "Мистралей" переложит эти возможные расходы на нового покупателя, если сделка, о которой говорят конгрессмены, состоится", - уточнил Евгений Ращевский.
Он напомнил о судебном разбирательстве шведской компании Stena RoRo с "Балтийским заводом". Российская сторона тогда не исполнила контракт на строительство двух грузовых судов стоимостью около 59 миллионов евро каждое, и шведы потребовали в Стокгольмском арбитраже взыскать с "Балтзавода" 20 миллионов евро убытков. Иск был удовлетворен, а Президиум Высшего арбитражного суда РФ в 2011 году признал это решение иностранного суда.