МОСКВА, 23 дек – РАПСИ, Владимир Ядута. Федеральный суд в штате Колорадо (США) отклонил иск о взыскании около 4,8 миллиарда долларов с «ЛУКОЙЛа» в связи с банкротством канадской компании Archangel Diamond Corporation (далее - ADC), решив, что спор должен рассматриваться в РФ. Копия решения суда имеется в распоряжении РАПСИ.

Канадская компания инициировала разбирательство с «ЛУКОЙЛом» в США еще в 2001 году после того, как потерпела неудачу в арбитраже. Спор, который перетекал из одной инстанции в другую, разгорелся вокруг Верхотинского алмазного месторождения в Архангельской области.

ADC вместе с «Архангельскгеолдобычей» в 1993 году создали совместное предприятие «Алмазный берег». Российская компания обязалась передать в СП, в которой ей принадлежала доля в 60%, лицензию на месторождение, а ADC – инвестировать в его разведку и разработку. Однако передача лицензии в «Алмазный берег» не состоялась. Канадская компания в августе 1998 года обратилась в стокгольмский арбитраж, который в июле 2001 года признал, что не вправе рассматривать претензии ADC.

После этого канадская компания, которая еще в 1997 году зарегистрировалась в штате Колорадо, обратилась в суд США. ADC потребовала от российской стороны выплатить ей около 4,8 миллиарда долларов, из которых 1,2 миллиарда долларов — фактические убытки.

Иск был предъявлен к «ЛУКОЙЛу», поскольку «Архангельскгеолдобыча» еще в 1998 году перешла под контроль компании.

В декабре 2002 года ADC нашла поддержку в лице международной корпорации De Beers, и через шведский государственный суд добилась возобновления разбирательства в арбитраже в январе 2009 года. Однако в октябре того же года из-за банкротства канадской компании разбирательство в арбитраже было окончательно прекращено.

По утверждению канадской стороны, ADC обанкротилась вследствие ситуации с  Верхотинским алмазным месторождением и виноват в этом «ЛУКОЙЛ».

Разбирательство в США после банкротства ADC продолжил ликвидационный траст - Archangel Diamond Corporation Liquidating Trust. Иск в федеральный суд Колорадо был заявлен по семи пунктам. Речь шла, в частности, о нарушении закона США об организованной преступности (RICO) и законодательства штата.