МОСКВА, 21 апр – РАПСИ, Мария Зуева, Владимир Ядута. Решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге, который признал частичное нарушение прав бывшего мэра Махачкалы Саида Амирова в связи с содержанием его под стражей, вступило в законную силу, говорится в обнародованном во вторник пресс-релизе суда.
Российская сторона обратилась за пересмотром решения в Большую палату ЕСПЧ, которая, в свою очередь, не стала его пересматривать, и постановление вступило в законную силу.
ЕСПЧ в ноябре прошлого года признал нарушение статьи 3 Конвенции и статьи 34 Конвенции, не обнаружил нарушения параграфа 3 статьи 5 Конвенции и присудил Амирову 15 тысяч евро компенсации морального ущерба и 850 евро издержек.
Амиров был арестован в июне 2013 года и находился в СИЗО в Москве до своего направления в Ростов-на-Дону в апреле 2014 года. Его задержание неоднократно продлевалось, говорится в судебных материалах.
Экс-мэр, в настоящий момент находящийся в СИЗО в Ростове-на-Дону, обратился в ЕСПЧ в августе 2013 года.
Он пожаловался на недостаточную медпомощь в московском СИЗО, которая требовалась ему в связи с серьезными заболеваниями, требующими постоянного наблюдения со стороны медицинских специалистов. Согласно судебным материалам, он был парализован и вынужден передвигаться на инвалидном кресле в результате покушения на его жизнь.
Суд, в свою очередь, направил вопросы стороне РФ и рекомендовал российским властям немедленно провести освидетельствование Амирова независимыми медицинскими специалистами, чтобы определить, среди прочего, соответствовали ли условия содержания в СИЗО состоянию его здоровья, и можно ли было содержать его под стражей в связи с состоянием здоровья.
ЕСПЧ получил ответ с приложенными документами, утверждающими, среди прочего, что СИЗО было лицензировано на оказание медпомощи, а также документами, заверенными начальником СИЗО и главой его медподразделения, о состоянии здоровья и медпомощи, оказанной Амирову. Кроме того, в ответе говорилось, в частности, о том, что заявитель получил соответствующую медпомощь, а дополнительных медпроцедур не требовалось. Суд, в свою очередь, напомнил российской стороне о своей рекомендации провести независимую экспертизу и предоставить ее результаты, указав, что невыполнение рекомендаций ведет к нарушению статьи 34 (право на подачу индивидуальной жалобы) Европейской конвенции по правам человека.
Заявитель также предоставил суду множество медицинских заключений и мнений различных российских и иностранных специалистов. Амиров ссылался на статью 34 Европейской конвенции по правам человека. Он утверждал, что российские власти не провели медицинскую экспертизу для того, чтобы ответить на вопросы ЕСПЧ.
Амиров, среди прочего, ссылался на статью 3 (запрет бесчеловечного и жестокого обращения) Конвенции, заявив о том, что невозможность получить соответствующую медпомощь во время нахождения под стражей привела, по его мнению, к серьезному ухудшению его состояния, угрозе его жизни и подвергла его страданиям). Также, по мнению заявителя, был нарушен параграф 3 статьи 5 (право на свободу и безопасность/право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда) Конвенции.
Российская сторона, в свою очередь, заявила, среди прочего, что рекомендации ЕСПЧ не имеют обязательной силы для государства-ответчика, в связи с чем непредоставление РФ ответов по запросу суда не являются нарушением Конвенции.
Как ранее установил российский суд, Амиров и его племянник - отстраненный замглавы Каспийска Юсуп Джапаров готовили покушение на Сагида Муртазалиева, руководителя отделения Пенсионного фонда Дагестана и известного российского борца, самолет с которым должны были сбить переносным ракетно-зенитным комплексом. Устранение Муртазалиева, по данным обвинения, дало бы Амирову политический вес и избавило от конкурента.
В сентябре Верховный суд (ВС) РФ смягчил на три месяца приговор Джапарову, приговор же самому Амирову был оставлен без изменения. По решению коллегии, Джапаров должен будет отбыть восемь лет и три месяца заключения, а Амиров - 10 лет.
В настоящее время в отношении Амирова расследуется еще одно уголовное дело: ему вменяют организацию убийства сотрудника СК РФ Арсена Гаджибекова.