МОСКВА, 18 июн – РАПСИ, Мария Зуева. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге признал нарушение прав россиянина, признанного виновным в убийствах шести женщин и помещенного в психиатрическую больницу на досудебной стадии уголовного процесса против него, говорится в опубликованном в четверг решении ЕСПЧ.
Страсбургский суд обнаружил нарушение статьи 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Европейской конвенции по правам человека в связи с решением российского суда от октября 2005 года о помещении заявителя в психбольницу. При этом ЕСПЧ не счел нарушенной статью 6 (право на справедливое судебное разбирательство), на которую также ссылался в своей жалобе заявитель, по поводу слишком долгого – свыше пяти лет - разбирательства по его делу. Также суд в Страсбурге присудил заявителю десять тысяч евро в качестве компенсации морального вреда.
Согласно судебным материалам, душевнобольного заявителя арестовали в сентябре 2003 года, и во время допроса он признался в убийстве пяти человек. Началась первая стадия уголовного разбирательства, и пребывание заявителя под стражей было продлено до октября 2005 года. Тогда расследование по делу было приостановлено, а суд решил поместить заявителя в психбольницу до улучшения его состояния.
Суд обосновал свое решение рекомендациями врачей от июля 2004 года, которые посчитали, что заявитель представляет опасность для общества и нуждается в принудительном лечении в психбольнице под строгим надзором. Судебное решение было исполнено в январе 2006 года, а в ноябре того же года заявителя выпустили из больницы и снова заключили под стражу на обычных условиях.
В это время началась вторая стадия уголовного разбирательства, в результате чего заявителя признали виновным в сентябре 2008 года в нападении на сексуальной почве и убийстве шести женщин. При этом он был освобожден от уголовной ответственности, так как, по мнению суда, совершил преступления в состоянии невменяемости, и ему назначили принудительное лечение в психбольнице. Это решение поддержал Верховный суд РФ в декабре 2008 года, говорится в судебных материалах.
Заявитель обратился в ЕСПЧ в октябре 2005 года, ссылаясь на статью 5, статью 6 Конвенции. Российские власти, в свою очередь, заявили, среди прочего, что длительность разбирательства была обоснована сложностью дела, психическим расстройством заявителя, необходимостью провести четыре экспертизы.