МОСКВА, 9 фев — РАПСИ. Окружной суд Вильнюса зачитал показания бывшего министр обороны СССР Дмитрия Язова и второго секретаря коммунистической партии Литвы Владислава Шведа, обвиняемых по делу о 13 января 1991 года, передает корреспондент РИА Новости.
В ночь на 13 января колонна советской бронетехники направилась в центр Вильнюса. В ходе столкновений возле телецентра митингующих с военными, выступавшими на стороне советской власти, погибли 14 человек, свыше 600 были ранены.
Дело о январских событиях у телецентра Вильнюса в 1991 году окружной суд столицы начал слушать в среду, однако было принято решение начать рассмотрение по существу 29 января. Прокуроры предложили приступить к рассмотрению дела без личного присутствия большей части обвиняемых, никто из участников процесса не возражал. В понедельник прокуроры завершили оглашение обвинительного акта, обвиняемые по делу не признали свою вину.
Во вторник в зале суда присутствовали двое обвиняемых — задержанные в Литве граждане России Юрий Мель и Геннадий Иванов, прокуроры, адвокаты обвиняемых. Из потерпевших на заседание никто не явился.
Первыми судьей Айнорой Мацявичене были зачитаны показания бывшего министра обороны Дмитрия Язова, в которых он указал, что не получал никаких указаний по странам Балтии, и не признает своей вины. После суд приступил к рассмотрению показаний, взятых в октябре 1991 года у второго секретаря коммунистической партии Владислава Шведа.
«Я об изменениях планов литовских властей в январе не знал. Если и был составлен такой план, то не в Вильнюсе», — привела слова Шведа судья. В показаниях указано, что в начале января Владислав Швед находился в Москве, откуда планировал отправится в Париж в командировку. Однако командировка была отозвана, он вынужден был вместе с руководителем коммунистической партии Миколасом Бурокявичюсом отправиться в Вильнюс в связи с митингами по поводу повышения цен. Чем занимался Бурокявичюс в Москве, Швед не интересовался.
В показаниях Швед не единожды упоминал фамилию Бурокявичюса, который открыто заявлял о том, что руководитель страны Михаил Горбачев планировал ввести в Литве президентское управление. «Я не верил, в то, что будет введено президентское управление, но о нем открыто говорил Бурокявичюс», — сказал Швед.
Бывший второй секретарь компартии заявлял, что связей с вооруженными силами Советского Союза он не имел, и о событиях 13 января он узнал, услышав шум стрельбы на улице, после чего позвонил Бурокявичюсу, который не поднял трубку телефона. «Я не поверил, что военные могут так себя вести», — заявил Швед.
Во время опроса в октябре 1991 года он подтвердил, что в 1990–1991 годах он был под личной охраной из Москвы. В 1992 году, Швед выехал за пределы Литвы, работал и жил в республике Беларусь и России.