МОСКВА, 9 фев — РАПСИ. Адвокаты экс-акционеров ЮКОСа настаивают на том, что гаагский арбитраж, присудивший им 50 миллиардов долларов, обладал надлежащей для этого компетенцией, передает РИА Новости.
Окружной суд Гааги во вторник рассматривает жалобу России на взыскание с нее 50 миллиардов долларов в пользу бывших акционеров нефтяной компании.
Адвокаты считают, что положения договора к Энергетической хартии не вступают в противоречие с национальным законом РФ, таким образом, арбитраж имел право рассматривать требования экс-акционеров. По словам юриста Марка Инзонидеза, который представляет интересы ЮКОСа в этом деле, Россия неоднократно, в том числе в ходе заседания Госдумы в 1996 году, признавала, что договор к Энергетической хартии не противоречит российскому законодательству. Аналогичное заявление, по словам адвоката, прозвучало и в 2008 году.
Договор к Энергетической хартии устанавливает многостороннюю систему правил, регулирующих сотрудничество в энергетике. Россия это соглашение подписала в 1994 году, однако не ратифицировала, согласившись на его временное применение, которое не предполагает отказа от норм национального права.
Инзонидез также отметил, что аргумент России о том, что она является стороной-подписантом (signatory — ред.), но не связанной контрактом (contracting — ред.), является совершенно новым, а новые доводы вносить, по его словам, уже слишком поздно, ведь во время арбитражного процесса РФ его не использовала.
Адвокат Марникс Лейтен, также представляющий в суде интересы экс-акционеров ЮКОСа, заявил, что Россия «пожинает плоды экспроприации» компании и в настоящее время имеет тенденцию «оправдывать свои действия».
Что касается роли помощника арбитражного суда Мартина Валасека, который, согласно российской позиции Москвы, внес существенный вклад в разбирательство, Лейтен считает «спекуляцией» подсчет количества часов, который тот провел за работой.
Российская сторона сравнила количество времени, отработанных арбитрами и помощником в ходе этого процесса: Валасек — более 3000 часов, арбитры в среднем — около 2100.
Адвокат экс-акционеров ЮКОСа подчеркнул, что проверить достоверность лингвистической экспертизы, проведенной российской стороной, не представляется возможным, поскольку код компьютерной программы, которая провела это исследование, засекречен.
Согласно проведенной Россией лингвистической экспертизе, основную часть решения гаагского трибунала (70%) написали не арбитры, а Валасек. Таким образом, он фактически стал четвертым арбитром на процессе.