МОСКВА, 28 ноя – РАПСИ. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) присудил 10 тысяч евро компенсации участнику митинга 6 мая 2012 года на Болотной площади Николаю Кавказскому, частично признав нарушение его прав во время нахождения под стражей.

Изначально заявитель просил 20 тысяч евро в качестве компенсации материального вреда и 50 тысяч за причиненный моральный вред.

Басманный суд Москвы санкционировал арест заявителя вскоре после его задержания в июле 2012 года. В августе того же года ему было предъявлено обвинение в участии в массовых беспорядках. Защита обвиняемого тогда просила суд перевести подзащитного из СИЗО под домашний арест в связи с тем, что он страдает многочисленными заболеваниями, включая больное сердце.

В августе 2013 года президиум Московского городского суда удовлетворил надзорную жалобу на арест Кавказского и перевел его под домашний арест. Надзорное производство было возбуждено по решению Верховного суда РФ, куда обратились представители аппарата уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина.

В декабре того же года Никулинский суд Москвы прекратил производство в отношении заявителя и трех других фигурантов дела о беспорядках в связи с амнистией, приуроченной к 20-летию Конституции РФ.

Кавказский утверждал, что власти РФ нарушили статьи 3 (запрет пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения), статьи 5 (право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда) и статьи 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Европейской конвенции по правам человека.

Согласно позиции правительства РФ, содержание заявителя под стражей было связано с тяжестью выдвинутых обвинений и с тем, что у него была бы возможность повлиять на свидетелей и вмешаться в ход правосудия.

В частности, заявитель отметил, что он проинформировал руководство СИЗО о своих заболеваниях, и что за время его более чем полугодового нахождения под стражей медицинское освидетельствование проводилось только раз в месяц. Кроме того, руководством изолятора не были исполнены рекомендации врачей по проведению ряда назначенных ему процедур. Власти РФ, в свою очередь, заявили, что Кавказскому предоставлялась своевременная медицинская помощь.

Изучив дело, суд в Страсбурге на нашел значительных нарушений в части предоставления заявителю медицинской помощи, однако признал, что условия перевозки, а также содержания Кавказского во время судебных заседаний являются весомыми доводами для признания нарушения его прав по статье 3 Конвенции.

Кроме того, суд признал нарушение статьи 5 Конвенции. По мнению ЕСПЧ, суды применяли практику коллективного продления ареста и не проявили индивидуального подхода к изучению обстоятельств ареста каждого из обвиняемых, таких как здоровье Кавказского, а также не приняли во внимание аргументы в пользу смягчения меры пресечения. Суд отметил, что власти не предъявили веских доводов в пользу продолжительного нахождения Кавказского под стражей.

ЕСПЧ отклонил жалобу на статью 6 Конвенции как несостоятельную.