МОСКВА, 4 дек — РАПСИ. Исполнение решений по делам «Кировлеса» и ЮКОСа вновь выносится на обсуждение Комитета министров Совета Европы (КМСЕ), члены которого соберутся 5-7 декабря, сообщается в понедельник на сайте организации.
Всего в рамках порученного КМСЕ наблюдения за исполнением постановлений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в повестку дня заседания включено обсуждение 39 дел против Армении, Азербайджана, Бельгии, Болгарии, Греции, Венгрии, Великобритании, Италии, Литвы, Молдовы, Польши, Румынии, России, Сербии, Бывшей Югославской Республики Македония, Турции, и Украины.
Еще на своем сентябрьском заседании КМСЕ отметил, что несмотря на пересмотр дела «Навальный и Офицеров против России», в связи с хищениями в КОГУП «Кировлес», по постановлению ЕСПЧ новое судебное решение не исправило указанные Страсбургским судом нарушения прав заявителей. В связи с этим Комитет заявил, что ожидает от российских властей информации о применяемых ими мерах для исправления ситуации.
Кроме того, в марте 2017 года КМСЕ выразил серьезную озабоченность неисполнением Россией постановления ЕСПЧ от 31 июля 2014 года по делу ЮКОСа, напомнив, что решения Страсбургского суда имеют обязательный характер. Тогда же Комитет призвал власти РФ к «полному сотрудничеству и продолжению диалога» по поиску компромисса через посредство Председателя КМСЕ. Приняв к сведению информацию о постановлении Конституционного суда (КС) РФ от 19 января 2017 года, указавшего на приоритет российской Конституции при исполнении решений ЕСПЧ, КМСЕ призвал власти России добровольно произвести выплаты бывшим акционерам ЮКОСа, пострадавшим от неправомерных действий ее менеджмента, за счёт выявляемого имущества компании согласно пункту 7 постановления КС РФ.
Ранее Минюст России подтвердил «свое категорическое несогласие с необоснованными выводами» ЕСПЧ по делу ЮКОСа, и указал, что будет действовать «исходя из необходимости обеспечения суверенных интересов РФ и основываться на нормах действующего национального законодательства, в том числе Конституции Российской Федерации, обладающей высшей юридической силой на территории России».
В сентябре 2017 года, комментируя резолюцию КМСЕ по делу Навального и Офицерова, Минюст отметил, что итоговые положения решения Комитета «свидетельствуют не только о необоснованном выходе КМСЕ за пределы своей компетенции, но и демонстрируют явную политизированность и предвзятость подходов к доводам российской стороны», указав, что оно может рассматриваться как «попытка недобросовестного использования механизма Совета Европы для оказания политического давления на российские власти в предстоящий электоральный период». По заявлению Минюста, по этому делу «все конвенционные обязательства по исполнению соответствующего постановления ЕСПЧ осуществлены Российской Федерацией надлежащим образом».
Ряд опрошенных РАПСИ по вопросам значения резолюций Комитета министров Совета Европы экспертов указал, что промежуточные резолюции КМСЕ не являются обязательными к исполнению и отметил, что Комитет может годами вести мониторинг того или иного дела, ожидая, когда государство-ответчик удовлетворительным образом отчитается об исполнении постановления по мерам индивидуального и общего характера.
Кроме того, на своей декабрьской встрече КМСЕ приступит к изучению жалобы россиянина Романа Захарова на недостатки нормативно-правовой базы РФ по вопросу прослушки переговоров по мобильной связи.